Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 205 
Next page End  

кие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закро-
ешь глаза, давалась картина"
.
В другом письме А.П. Чехов пытается объяснить, как следует выбирать персо-
нажей художественного произведения: "Отставные капитаны с красными носа-
ми, голодающие писатели, чахоточные женщины, честные молодые люди без
единого пятнышка, возвышенные девицы, добродушные няньки - все это было
уже описано и должно быть объезжаемо, как яма"
. Это замечание, на первый
взгляд частное, представляет интерес для
теории редактирования с двух точек
зрения. Во-первых, великий писатель говорит о том, каких героев не следует
вводить в повествование. Он обозначает лиц, которые превратились из-за часто-
го привлечения в произведения литературы в литературные штампы, предосте-
регая брата от того, чтобы он шел проторенной другими дорогой. Действитель-
но, новизна, свежесть изображения являются важнейшими качествами художе-
ственной литературы. Следовательно, персонажи - основной компонент всякого
произведения искусства - должны быть собственным авторским открытием для
читателя. Во-вторых, - и это тоже важнейшее условие работы редактора над
произведением художественной литературы, - Чехов не подсказывает автору,
каких героев искать, не пытается натолкнуть его на определенные типажи. Он,
как профессиональный писатель, прекрасно понимает, что герои произведения
должны быть открытием самого автора, только в этом случае они будут отве-
чать первому требованию - станут открытием для читателя, запомнятся ему. В
высказывании Чехова звучит еще одна, важная для редактирования, мысль: пер-
сонажи литературного произведения берутся из реальной сегодняшней жизни -
тогда они будут отвечать критерию новизны.
Письма
Чехова к авторам отличаются теплотой, показывают внимательное,
вдумчивое отношение к произведениям. В них поражает скрупулезность анали-
за, внимание к фабуле, композиции, языку произведений.
Писатель обращает внимание на мелочи, которые, по его словам, снижают уро-
вень произведения, умаляют его достоинства. Особенно тщателен он в анализе
деталей, предлагая начинающему автору самостоятельно доработать сочинение
и показывая, как важны эти "мелочи" в общем звучании художественного тек-
ста. Он пишет: "... В "Калошах" много ошибочек вроде "дом ¹ 49". В Москве
нумерации в адресах не существует" (М.В. Киселевой)
или "... Нельзя сказать
"брызнул продолжительный дождь", ... не годится фраза "появилась долгая
улыбка" (Н.А. Хлопову)
. Обращаясь к авторам,
Чехов деликатен, его заме-
чания конкретны и ясны. Он стремится объяснить начинающему автору, как ра-
ботать, чтобы двигаться вперед. "Надо рассказ писать 5-6 дней и думать о нем
все время, пока пишешь, иначе фразы никогда себе не выработаете
.
На приглашение С.П. Дягилева стать редактором беллетристического отдела
журнала "Мир искусств" Чехов отвечает отказом и в качестве одной из причин
называет необходимость, по его мнению, единства руководства журнала: " Как
картину пишет только один художник и речь говорит только один оратор, так и
журнал редактируется только одним человеком"
. Приведенное замечание су-
Hosted by uCoz