Navigation bar
  Print document Start Previous page
 134 of 205 
Next page End  

Глава 9. Особенности развития редактор-
ской школы в начале XX века (1900-1917)
§1 Общая характеристика книгоиздания
Период до 1917 года ХХ века в развитии
редактирования достаточно пло-
дотворен. Продолжая традиции XIX века, издатели и редакторы в это время
наиболее остро ставят вопрос о читательском восприятии произведений литера-
туры, формируют критерии их оценки, способствуют усилению роли издания по
отношению к произведению.
Наиболее существенным можно считать осмысление
издания как явления
культуры, причем многие из вышедших в то время книг и журналов демонстри-
руют значение продукта издательской деятельности как целостного организма,
в котором существенны все элементы - текст, иллюстрации, оформление, аппа-
рат.
Подготовка изданий в это время осуществляется целыми творческими
коллективами (автор, редактор, художник). Хотя роль и задачи редактора, как и
прежде, остаются ведущими, более активно в издании начинает проявляться ху-
дожник (художественный редактор) и автор как носитель идеи не только собст-
венно произведения, но и издания в целом.
Особенно интенсивно разрабатывались критерии оценки произведений художе-
ственной литературы, чему способствовал развивающийся литературный про-
цесс.
В данной главе рассматриваются основные тенденции развития редактирования
в начале века. Отобраны те факты, которые наиболее отчетливо характеризуют
эти тенденции и показывают факторы и условия их формирования.
Начало ХХ века - один из сложнейших периодов в истории России, в котором
сфокусировались многие противоречия ее развития. Одно из главных противо-
речий - несоответствие между закономерным экономическим ростом страны и
характером ее социальных институтов. Это нашло свое выражение в остром
противоборстве социально-политических, философских, эстетических идей. На
дальнейшее формирование редактирования как специфического вида профес-
сиональной деятельности оказал влияние ряд факторов, определяющих развитие
общественной жизни. Остановимся на основных.
Прежде всего это особенности развития
книгоиздательского дела.
В это время резко возросли масштабы издательской деятельности. Так, только
за один 1905 год, всколыхнувший общественное сознание, количество увидев-
ших свет названий возросло до 30 тыс. по сравнению с 14 тыс. названий, вы-
шедших в 1904 году. В дальнейшем, вплоть до первой мировой войны, наблю-
Hosted by uCoz