Navigation bar
  Print document Start Previous page
 140 of 205 
Next page End  

Принцип свободомыслия реализовывался в разных плоскостях общественной
жизни, но определяющим он был прежде всего в политической сфере. Опреде-
ленным водоразделом здесь, оказавшим долгосрочное влияние на литературную
жизнь и редакционно-издательскую деятельность, послужила известная статья
В.И. Ленина
"Партийная организация и партийная литература", опублико-
ванная в газете "Новая жизнь" в 1905 году, в которой был выдвинут принцип
партийности литературы. По мнению автора, этот принцип заключался "не
только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не
может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще инди-
видуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела".
И далее: "Литературное дело должно стать составной частью организованной,
планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы". Это
была одна, достаточно четко определенная позиция. Другую, не менее недву-
смысленную, высказал известный русский философ
Н.А. Бердяев в статье
"Революция и культура", увидевшей свет в журнале "Полярная звезда" в том же
1905 году.
Н.А. Бердяев назвал статью
В.И. Ленина "проектом полицейской организа-
ции литературы, предложенным самоновейшим инквизитором г. Лениным". Для
Н.А. Бердяева оказалось невозможным восприятие поразительно глубокого,
многомерного и необозримого контекста культуры лишь в одном политическом,
революционном русле. Он считал, что революция как средство борьбы против
насилия сама потом порождает насилие. По словам Бердяева, вандализм реак-
ции порождает вандализм революции.
Широкий круг идей, которыми оплодотворялась общественная жизнь, беском-
промиссная борьба мнений и взглядов на состояние России и ее исторические
перспективы дали толчок развитию полемического и ораторского искусства.
Публикации и выступления таких политиков, социологов, экономистов, как
Н.К. Михайловский, П.Б. Струве, ПА Столыпин, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и
др., юристов П.С. Пороховшикова, А.Ф. Кони и др. послужили основой для
расширения диапазона оценок при выборе эффективных
речевых средств, что,
несомненно, сказалось на редакторской практике того времени, так как исполь-
зование приемов ораторского искусства требует соответствующих редакторских
оценок произведений литературы. Можно сказать, что в печати того времени
приоритетное развитие получает, прежде всего, политическая полемика. Тексты
многих произведений общественно-политической тематики характеризует
публицистическая стилистика, поиск адекватной системы аргументации, попол-
нение арсенала лексико-стилистических и фразеологических языковых средств,
что соответствующим образом формировало и редакторское восприятие литера-
турного произведения. Остановимся на опубликованных в журнале "Освобож-
денная мысль" в 1906 году "Речах бунтовщика". Автор публикации - один из
теоретиков анархизма князь
П.А. Кропоткин (с 1876 года автор находился в
эмиграции и материалы переведены с французского). Вот как построен фраг-
мент текста (принятый редактором-издателем В. Бродским), в котором отраже-
ны взгляды
П.А. Кропоткина на роль литературы и искусства в обществе.
Hosted by uCoz