Navigation bar
  Print document Start Previous page
 143 of 205 
Next page End  

Издания ориентированы на читателя-рабочего, крестьянина, кустаря, мелкого
предпринимателя. Причем издатели ищут новые жанровые формы подачи мате-
риала. Например, в издательстве
М.А. Малых, которое было организовано в
Петербурге в 1901 году (в 1909 году издательница эмигрировала в Швейцарию)
для пропаганды так называемой "идейной беллетристики", т.е. произведений
ярко выраженной социальной направленности (М. Горького, Г. Гауптмана, Г.
Бюхнера и др.), использовались
альбомные (серии "Страницы альбома") и
лубочные (серии "Новый лубочник") формы изданий.
Эсеровским издательством "Земля и воля" в 1907 году значительным по тому
времени тиражом в 150 тыс. экз. под безобидным названием была выпущена
"Сказка Конек-Скакунок" С.А. Басова-Верхоянцева, в которой в соответствии с
требованиями жанра (простота сюжета, элементарно доступный язык) излага-
лись революционные мысли и факты. В частности, по заключению Петербург-
ской судебной палаты, в книге, имевшей большой успех, содержался "призыв к
учинению бунтовщических деяний", "ниспровержению царской власти", и по-
сему было принято решение уничтожить это издание. Обращает на себя внима-
ние и тот факт, что издатели, предвосхищая подобную реакцию, указали в вы-
ходных данных вымышленное название своей фирмы, столь же безобидное -
"Ручеек".
Многие печатные органы, прежде всего политических партий и структур, ис-
пользуют агентов-распространителей, широко организуют корреспондентскую
сеть. Резко возрастает интерес к письмам читателей и соответственно к методам
их редакторской подготовки. Основными критериями их оценки становится яр-
кая свободная мысль, острый, концентрирующий внимание факт, нестандартная
лексика и фразеология.
Особенное распространение получили
брошюры, как правило, издававшиеся
различными партиями и выражавшие их политические взгляды на те или иные
явления общественной жизни. Например, в 1905-1907 годах в издательстве со-
циал-демократической рабочей партии "Вперед" увидели свет такие брошюры,
как "Что такое либералы?" А.А. Богданова, "Памяти погибших" и "После оди-
ночки" М.С. Ольминского, "Борьба за избирательное право во Франции" Г.
Линцова и др.
Издательство социалистов-революционеров "Новое товарищество", ориентиро-
ванное, главным образом, на крестьянского читателя, предложило ему такие по-
пулярные брошюры, как "Земельный вопрос в России" Г. Новоторжского, "Кре-
стьянство и социализация земли" С. Зака, "Освобождение земли" и "Крестьян-
ская община и социализм" К. Огановского и т.д.
По данным
Н.А. Рубакина, только с октября 1905 по апрель 1906 года вышло
1699 названий
брошюр. Из них брошюры 953-х названий были изданы соци-
ал-демократами, 426 - кадетами, 250 - социалистами-революционерами, 70 -
анархистскими книгоиздательскими предприятиями. Всего же за 1905-1907 го-
ды увидело свет 50 млн. экз. изданий "определенно прогрессивного", по выра-
Hosted by uCoz