Navigation bar
  Print document Start Previous page
 149 of 205 
Next page End  

автора Манифеста 17 октября 1905 года, сидящего у построенного им карточно-
го домика. Иллюстрация сопровождалась подписью: "Наша конституция.
Просьба не дуть!"
Получили распространение различные способы лаконизации художественных
средств в рамках сжатых форм лозунга, плаката, призыва, афористического вы-
ражения. В журнале
"Сигнал", который редактировал
К.И. Чуковский, чита-
телю были представлены "неизданные афоризмы" Козьмы Пруткова, в традици-
онную форму которых был вложен созвучный современникам смысл ("Если ты
не умен, зачем завидуешь прокурорам?", "Долгое заключение дополняет крат-
кую издательскую деятельность" и др.). Выбор такого рода приемов неслучаен,
ибо афористические строки вызывают не только одномоментную эмоциональ-
ную реакцию, но и заставляют задуматься, так как обладают, как правило, глу-
боким подтекстом.
Широко использовали и возможности
поэтических жанров. Обращение к ним
позволяло издателям и редакторам не только усилить воздействие печатного
слова на читательскую аудиторию, но и во многих случаях выразить то душев-
ное состояние, которое испытывал человек в период ломки привычных реалий
окружающего его мира.
Характерно в этом отношении одно из сатирических стихотворений Саши Чер-
ного "Жалобы обывателя", опубликованное им в 1906 году. Вот некоторые его
фрагменты:
Моя жена - наседка,
Мой сын, увы, эсер,
Моя сестра - кадетка,
Мой дворник - старовер.
Кухарка - монархистка,
Аристократ - свояк,
Мамаша - анархистка,
А я - я просто так...
От самого рассвета
Сойдутся и визжат, -
Но мне комедья эта
Поверьте, сущий ад.
Hosted by uCoz