Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 205 
Next page End  

"Поучение" Владимира Мономаха и т.п., отмечаются порой достаточно слож-
ные отношения элементов старославянского и русского литературного языка.
По своему содержанию и языково-стилистическим формам никак не связаны с
церковью и сочинения русского героического эпоса, где главным действующим
лицом является народ. Создателями русского героического эпоса были гусляры.
Эти безымянные авторы и
редакторы былинных сочинений, которые отшли-
фовывались каждым новым исполнителем, приобретая иные, иногда более вы-
сокие языковые образные и музыкальные качества.
При делении русской литературы на виды очевиден учет того, что теперь мы
называем
целевым назначением и
читательским адресом. Именно это ска-
зывалось на выборе
языковых средств при создании определенного произве-
дения и, как следствие, на стилевой дифференциации языка. В результате обра-
зовались три
стиля: деловой, церковно-книжный и светско-литературный.
Академик
Д.С.Лихачев доказал, что без письменной литературы нет литера-
турного языка. Этот тезис дает обоснованный повод для установления места и
роли редактирования в образовании и развитии литературного языка и форми-
ровании его стилей. Письменная литература является результатом творчества,
которое обусловлено не только потребностью самовыражения человека, но и
потребностями общественной коммуникации. И то, и другое требует поиска и
отбора таких языковых средств выражения содержания, которые наиболее пол-
но соответствуют
характеру информации. А это достигается редактировани-
ем, что составляет часть литературного творчества.
По данным лингвоисторических исследований, старославянский и древнерус-
ский языки были очень близки и по основным слоям лексики, и по большинству
грамматических форм. Так что у русского книжника была возможность выбора
из совпадающих по значению, но отличающихся стилистически средств выра-
жения, что можно отнести также на счет редактирования.
На практике использование названных стилей древнерусского языка обусловли-
валось не только целевым назначением и читательской направленностью, но и
тематическими, содержательными, жанровыми особенностями произведения.
Это хорошо видно на примере
"Слова о полку Игореве" (конец XII века). По
полноте содержания, которая проявляется в информативности и насыщенности
фактическим материалом, по точности, правдивости, конкретности и сжатости
описания событий, энергичности и экспрессивности стиля, изобилию поэтиче-
ских образов, взятых из мира природы, по всем приемам изложения, простоте
композиции, ее завершенности и совершенству это произведение древнерусской
исторической литературы представляет собой образец единения авторского и
редакторского мастерства. По оценке
Д.С. Лихачева, "...каждое слово в "Слове
о полку Игореве" весомо, полнозначно, имеет глубокий исторический смысл,
каждое его упоминание, каждый факт приведен не в поэтической беспорядочно-
сти, а со строгим выбором и с большой лаконичностью"
.
Hosted by uCoz