Navigation bar
  Print document Start Previous page
 152 of 205 
Next page End  

го самовыражения. Это коснулось не только авторов и редакторов, но и других
участников редакционно-издательского процесса.
§4 Редакторская подготовка книжных изданий
С точки зрения формирования
редактирования особенно важным представ-
ляется процесс осмысления издания как определенного явления культуры.
Уже на рубеже XX века книга рассматривается как целостное художественное
единство, усиливается внимание к ее эстетической стороне. В начале века ут-
верждается статус
художественного редактирования, его достоинствами ста-
новятся оригинальный личный почерк художника, неповторимо личностная ин-
терпретация духа и стиля литературного произведения.
В это время получает развитие новое направление в редакторском деле - худо-
жественное редактирование. Благодаря деятельности художественных редакто-
ров, разрабатываются принципы художественного оформления и иллюстриро-
вания изданий, формируются подходы к определению связи текста с иллюстра-
цией, критерии оценки их взаимодействия.
Первым художественным редактором в России становится в 1912 году
М.В.
Добужинский (
издательство "Грядущий день"), который много работал в об-
ласти прикладной книжной графики, иллюстрировал и оформлял книги для из-
дательств И.Н. Кнебеля, "Шиповник", "Аквилон". Для манеры
М.В. Добужин-
ского характерны тесная взаимосвязь текста, иллюстраций, декоративных эле-
ментов, тонкое ощущение стиля и динамики литературного повествования
("Станционный смотритель" А.С. Пушкина, 1906; "Казначейша" М.Ю. Лермон-
това, 1913).
В этот период активно работает в книжной графике
И.Я. Билибин - самобыт-
ный художник, видевший книгу как произведение искусства в стилистическом
единстве иллюстрации, шрифта и оформления. Он широко использовал при
оформлении изданий мотивы русской старины ("Сказка о царе Салтане", 1905;
"Сказка о золотом петушке", 1910 А.С. Пушкина и др.).
Своеобразная манера отличала
Е.Е. Лансере, обладавшего уникальным деко-
ративным дарованием, и в то же время мастерством исторически точного реали-
стического изображения, огромным потенциалом творческой фантазии в самом
замысле иллюстрации (журнальная графика 1905-1908 годов, "Хаджи-Мурат"
Л.Н. Толстого, 1916). Цельность стиля, четкость контурного рисунка, смелая
декоративность композиции, умение увидеть свое произведение реализованным
средствами полиграфии были присущи
Г.И. Нарбуту. Для него было свойст-
венно также тонкое искусство стилизации, умение использовать традиции про-
шлого, в частности, орнаментику и геральдику старинных украинских гравюр
("Галиция в ее старине", 1915).
Hosted by uCoz