Navigation bar
  Print document Start Previous page
 159 of 205 
Next page End  

ческие способности, заставляющим самостоятельно довершить его до конца, в
то время как в тексте намечены только проблемы и формы"
.
Русские литераторы-символисты располагали своими издательскими центрами.
Это прежде всего
"Скорпион" (1900-1916), которое финансировал известный
меценат С.А. Поляков. Это издательство ориентировало свою политику на про-
паганду исповедываемых символистами художнических и философско-
эстетических идей. Книгоиздательский репертуар в данном случае служил сред-
ством выражения и реализации идейно-художественной программы. Этой же
цели были подчинены и выпуски журнала
"Весы" под редакцией
В.Я. Брю-
сова (1904-1909), а также альманаха
"Северные цветы" (1901-1905; 1911).
В "Скорпионе" впервые в России начали широко издавать представителей но-
вейшей западноевропейской литературы (П. Верлен, Э. Верхарн, К. Гамсун и
другие), в произведениях которых нашли отражение принципы новой поэтики,
расширяющей арсенал художественных средств выражения. Неслучайно в
письме к
Ф.К. Сологубу, опубликовавшему в своем переводе одно из стихо-
творений П. Верлена ("Синева небес над кровлей..."),
А.А. Блок писал о том,
что оно для него "одно из первых острых откровений новой поэзии... мотив сти-
хотворения и слова его со мной"
.
Другим направлением в деятельности
"Скорпиона" было издание произведе-
ний поэтов-символистов (
А.А. Блок,
К.Д. Бальмонт, М.А. Кузмин, Вяч.
Иванов и др.). В
"Весах" и
"Северных цветах" увидел свет целый ряд кон-
цептуально-эстетических и литературно-критических работ литераторов-
символистов, проповедующих свои взгляды и идеи (например, статьи Вяч. Ива-
нова "Новая повесть о богоборстве", "Ницше и Дионис", "Новые маски"; А. Бе-
лого "Луг зеленый"; "Против музыки"; Н. Минского "О двух путях добра").
Литературно-художественная и литературно-философская деятельность симво-
листов нашла широкое отражение и в практике
издательства "Мусагет" (1909-
1917), организованном музыкальным и литературным критиком Э.К. Метнером.
Характерно, что в тематической структуре издательского репертуара 40% зани-
мала поэзия, 35% -исторические и философские работы, 20% -
литературоведческие и критические публикации, проза не издавалась вообще. В
издательстве выходил также международный философский
журнал "Логос"
(1910-1913).
Книги издательств отражали философско-эстетические проблемы развития но-
вых идей в литературе и искусстве. Среди них "Символизм: Книга статей"
А.
Белого (1910); "Модернизм и музыка: Статьи критические и полемические (
1907-1910)"; ( 1912) Э.К. Метнера, "Рихард Вагнер и Россия: о Вагнере и буду-
щих путях искусства" С.Н. Дурылина (1913); "Борозды и межи: опыты эстети-
ческие и критические" В.И. Иванова (1916) и др.
Издательство "Мусагет" выпустило также несколько искусствоведческих иссле-
дований, в частности, книгу немецкого скульптора и теоретика искусства, ста-
Hosted by uCoz