Navigation bar
  Print document Start Previous page
 175 of 205 
Next page End  

ряда коллективных и серийных изданий ("История фабрик и заводов", "Жизнь
замечательных людей", "Библиотека поэта", альманахи "Год шестнадцатый",
"Год девятнадцатый" и др.).
Хрестоматийно-канонический ореол, который длительное время сопутствовал
писателю, отнюдь не способствовал объективному исследованию ни его литера-
турного творчества, ни драматических страниц его биографии, ни пониманию
его как живой человеческой личности, подверженной иногда жестоким образом
влиянию окружающего мира. Как не способствуют тому и нарочитые попытки
непременного свержения его с возведенного пьедестала, откровенные поиски
слабости и грехов, которые бы перевесили чашу добродетелей. Как редактор,
Горький исповедывал те принципы и опирался на те традиции, которые форми-
ровались в процессе развития классической русской литературы и которые оп-
ределяли взгляд на литературное произведение как на целостную художествен-
ную систему со сложным равновесным взаимодействием всех ее функциональ-
ных элементов.
Сам перенесший "болезни" литературного роста и становления, прошедший ре-
дакторскую школу
В.Г. Короленко,
Горький прекрасно знал цену каждому
из слагаемых литературного мастерства. С этой точки зрения Горький-редактор
действительно "создавал автора". Как полагают, им написано около 20000 пи-
сем, причем наибольшая их часть - начинающим писателям. Проблемы литера-
турного мастерства Горький всегда рассматривает в контексте множественности
и многозначности его критериев. Редактируя
журнал "Наши достижения"
(1929-36 годы),
Горький, например, много сделал для развития одного из по-
пулярнейших жанров публицистики -
очерка. Однако для него жанровые осо-
бенности - это не литературные каноны, это и ритм, и интонация, и манера по-
вествования, и язык, и стиль - в единстве.
Еще находясь в Сорренто, он пишет одному из начинающих авторов: "Попро-
буйте написать небольшой очерк, пришлите мне. Но пишите не мудрствуя, а -
просто, как будто Вы рассказываете человеку, который знает столько же, сколь-
ко Вы. Читатель наш, современный, - именно такой знающий человек. Расска-
зывайте так, чтоб читатель видел то, о чем вы говорите. Избегайте многосло-
вия"
. Ключевой принцип оценки для Горького - "чтоб читатель видел то, о
чем Вы говорите". Не случайно А.В. Луначарский очень точно назвал Горького
"художником показывающим". В замечаниях и советах писателя видится преем-
ственность и литературной, и редакторской школы XIX века.
С 1930 года под редакцией М.
Горького начинает выходить
журнал "Лите-
ратурная учеба" (1930-1941). Для
Горького, редактора и наставника молодых
авторов, характерно равное внимание ко всем элементам литературного произ-
ведения - от заголовка до детали описания простого факта. Один из литерато-
ров, прошедший школу Горького, вспоминал: "Ветер от быстрого хода поезда, -
написано у меня, - отдувал по сторонам травы, которые в то время были еще та-
кими же, как при Гоголе - выше коня и всадника". Описание это относилось по
времени к концу прошлого века. Горький по своим собственным наблюдениям
Hosted by uCoz