Navigation bar
  Print document Start Previous page
 188 of 205 
Next page End  

Одной из самых сильных сторон его редакторского дарования было необыкно-
венное умение "открывать" для детской литературы новых авторов. В одном из
писем к
А.М. Горькому с некоторым оттенком иронии
С.Я. Маршак выска-
зался так: "Про меня говорят, что я стремлюсь всех превратить в детских писа-
телей. Ну и что же, попробуем"
. Эта проба оказалась более, чем удачной. С
одной стороны, С.Я. Маршак утверждал, что "большую литературу для малень-
ких" (по его любимому выражению) должны делать талантливые профессио-
нальные писатели, которые просто не подозревают о своих в этом отношении
возможностях. Задача же редактора - убедить автора. Именно С.Я. Маршаку
детская литература обязана такими именами, как К.А. Федин, М.М. Пришвин,
А.Н. Толстой, М.М. Зощенко, Н.А. Заболоцкий, О.Э. Мандельштам и многими
другими.
С другой стороны, С.Я. Маршак постоянно заботился о притоке в детскую лите-
ратуру свежих сил, так называемых бывалых людей, людей с богатым и инте-
ресным жизненным опытом, мастеров и профессионалов не в области литера-
турного творчества, а в своем деле. Задача редактора - угадать в таком человеке
писателя, рассказчика, способного раскрыть перед ребенком неизвестные ему
стороны взрослой, настоящей жизни, разнообразные сферы человеческой дея-
тельности. Делал это Маршак с необычайным чутьем и тактом. "Маршак не
уговаривал меня сделать книжку для детей, - вспоминал один из таких авторов
Н.Ф. Григорьев, - нет. Он вообще никогда никого не уговаривал. Самуил
Яковлевич говорил: "Вы сможете писать для детей, - и это звучало в его устах
так, словно вы удостаивались наивысшего человеческого знания"
. Так, благо-
даря С.Я. Маршаку, в детской литературе появились Б.С. Житков, В.В. Бианки,
К.Д. Золотовский, Я.Л. Ларри, А. Пантелеев.
Как
редактор-издатель
С.Я. Маршак не только сделал шире проблемно-
тематические горизонты детской литературы, но и обогатил ее жанровое содер-
жание, широко используя, например, возможности публицистики, научно-
популярной и научно-художественной прозы. Причем его новаторство питалось
лучшими традициями, сложившимися в прошлом. Так, работавшая редактором
вместе с Маршаком и написавшая интереснейшие воспоминания о методах и
принципах его деятельности
Л.К. Чуковская писала о том, что "образцом же
для прозы научно-художественной... были для #Маршака "описания" и "рассу-
ждения" Льва Толстого. Он подчеркивал в беседах с редакторами и авторами,
что о чем бы ни говорил Толстой в своих "описаниях" - о гальванизме, о кри-
сталлах или о магните, он, объясняя любое явление, не отказывался от худож-
нического глаза, художнического метода. Вот на эту дорогу сочетания науки с
художеством упорно и настойчиво звал и выводил Маршак тех ученых, которые
по его просьбе пытались писать для детей"
.
Она же отмечает, как много внимания отдавал С.Я. Маршак поиску ориги-
нальных решений традиционных вопросов подготовки и выпуска произведений
детской литературы, что находило отражение в его статьях и докладах
. На-
пример, какой должна быть современная сказка для детей младшего возраста,
чтобы она не теряла своего волшебного ореола и в то же время опиралась на
Hosted by uCoz