Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 205 
Next page End  

подробнее. В нем 100 главок; все они начинаются с афоризмов или содержат
афористические выражения, которые затем разъясняются. Афоризмы кратки,
включают от трех до семи слов, парадоксальны, имеют отточенную форму. Они
обозначают истины, верные для всех, поэтому глаголы в них стоят в настоящем
времени. Бытовые афоризмы в "Жезле..." почти не поясняются, отвлеченные,
абстрактные или философские - толкуются многократно и подробно. Это гово-
рит о том, что "Жезл..." предназначался не только служителям церкви, но и дру-
гим читателям.
Подобный подход наблюдается во всех изданиях, подготовленных Симеоном
Полоцким. Это позволяет утверждать, что в данный период начинают формиро-
ваться
типообразующие характеристики в издании просветительской темати-
ки, которые определили основные тенденции развития редактирования в XVIII
веке.
Издательская деятельность
Симеона Полоцкого способствовала популяриза-
ции богословских идей, формированию новых для тогдашней русской литера-
туры
жанров произведений, реформированию литературного языка за счет
приближения его к живой разговорной речи и была направлена на просвещение
русского общества. Симеон Полоцкий воспитал плеяду квалифицированных
справщиков, редакторов, людей энциклопедически образованных. Наиболее из-
вестен среди них
Сильвестр Медведев, ставший преемником и душеприказчи-
ком самого отца Симеона, редактором его прижизненных и первых посмертных
изданий.
"Великий государь, - писал С. Медведев, - все книги пречестного господина
отца Симеона благоволил печатать у себя в Верхней типографии". Издания
Верхней типографии были в полиграфическом и художественном отношении
оформлены лучше, чем издания
Печатного двора.
Репертуар типографии
значительно отличался от репертуара Печатного двора. Он включал
"Псал-
тырь рифмотворную",
"Обед душевный",
"Скитание удобное". Книги напе-
чатаны новым красивым и четким шрифтом, украшены гравюрами на
меди
.
Верхняя типография выпустила в свет первые русские
авторские стихотвор-
ные сборники Симеона Полоцкого
"Вертоград многоцветный" и
"Рифмоло-
гион".
П.Н. Берков показал, что издания
Полоцкого свидетельствуют о продуман-
ности композиции, которая стала средством организации материала и обеспече-
ния читателю удобства восприятия, то есть выполняла функции, которые впо-
следствии взял на себя аппарат издания
.
Так, в "Псалтыри рифмованной" псалмы идут в том же порядке, что и в "Сла-
вянской библии", в "Вертограде" они расположены в алфавите заглавий, в
"Рифмологионе" - в хронологическом порядке
.
Hosted by uCoz