Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 205 
Next page End  

При подготовке издания к выпуску в свет редактирование является основной
составляющей редакционно-издательского процесса. Часто редактору прихо-
дится работать вместе с автором над планом-проспектом литературного произ-
ведения, он занимается доработкой текста, определяет принципы иллюстриро-
вания и оформления, а также создания справочного аппарата будущего издания.
Как самостоятельная деятельность в книгоиздательском деле редактирование
сформировалось не сразу. Этот вид деятельности складывался по мере развития
книгоиздания в связи с необходимостью обеспечивать определенные операции,
процессы, решать конкретные задачи выпуска литературы.
В России редактирование не имело самостоятельного значения вплоть до начала
ХIХ века. Однако в течение ХVII-XVIII веков формировались предпосылки для
выделения такого рода деятельности. ХIХ век можно рассматривать как время,
когда редактирование постепенно получает собственный статус, становится са-
мостоятельной сферой деятельности со своими целями, задачами, методами,
формами работы. Это происходит не сразу, а поэтапно - в связи с развитием из-
дательского дела и усложнением репертуара изданий, проблемно-тематической
и организационно-функциональной структуры выпуска литературы, а также с
изменением потребностей и интересов читателей.
В это время редакционно-издательская деятельность тесно переплеталась с ос-
новными направлениями общественного и национально-освободительного дви-
жения в России и в Европе, с процессами становления и развития российской
культуры.
Но опыт редактирования в то время еще не обобщался, и редакторов специально
не готовили. Только в середине ХХ века начинает формироваться специальное
знание в области редактирования, причем многие аспекты этого знания основы-
ваются на анализе собственно редакторской практики именно XIX века, и мож-
но назвать этот век своеобразной фактологической базой современной теории
редактирования. При обосновании форм и методов этой деятельности исследу-
ются варианты редакторской работы отдельных писателей, редакторов, издате-
лей, и на этой основе создается теория и методика самой деятельности.
Известный историк книги Е.А. Динерштейн показал, что в течение XIX века по-
степенно меняется количественный и качественный состав читателей. До 50-х
годов в общей массе потребителей преобладают дворяне, в пореформенный пе-
риод ведущее место среди читателей занимает разночинная интеллигенция, а к
концу века резко обозначается новый слой читателей из крестьянской и рабочей
среды. Это определяет отношение издателей и редакторов к выпускаемой лите-
ратуре - они начинают учитывать специфику читательского восприятия.
Следует иметь в виду, что редактирование - персонифицированная деятель-
ность. Личность редактора определяет его работу над произведением и вносит
собственное индивидуальное начало в чужое произведение. Это отчетливо про-
сматривается в материалах, сохранивших правку писателей, работающих над
Hosted by uCoz