Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 205 
Next page End  

Этот подход лег в основу подготовки альманахов и в ХIХ веке. Издатель не
вмешивался в авторский слог. В его задачи входили поиск материала, его рас-
положение, составление заголовков, предисловия, корректура набора, подбор
иллюстраций.
Поскольку на издание
альманахов не требовалось, как на периодическое из-
дание, цензурного разрешения, такие издания были особенно привлекательны
для издателей, так как позволяли расширить отбор произведений и знакомить
читателей с новыми
литературными работами малых форм. Можно предпо-
ложить, что именно поэтому к
альманахам обратились декабристы, и этот же
вид издания использовал в своей издательской практике А.С. Пушкин.
Альманахи отличала особая внешняя форма. Они имели карманный формат
(12-я доля листа), их оформляли виньетками и рамками.
Был принят определенный тип
структуры альманаха. Кроме литературных и
литературно-критических произведений сюда включали издательские
преди-
словия,
эпиграфы,
примечания, иллюстрации.
Предисловие заключало в себе признательность издателя авторам, прислав-
шим свои произведения. Кроме того, оно раскрывало принцип, лежащий в осно-
ве комплектования альманаха. Таким образом, альманахи формировали и опре-
деленный тип
справочного аппарата, обращенного к читателю.
Материалы альманаха, как правило, подписывали только инициалами. Подбор
произведений подразумевал разнообразие жанров и тем. Произведения внутри
альманаха располагались по-разному, без какой-либо системы. Но роль управ-
ляющего, поискового элемента выполняло оглавление. Здесь произведения
группировали по жанрам. В некоторых альманахах (например, в "Сборнике оте-
чественных муз на 1827 год") произведения внутри жанровых групп даны в ал-
фавитном порядке.
Иллюстративный материал помещали самостоятельным разделом, причем ри-
сунки не были связаны с текстом, а имели собственные пояснения. Например, к
альманаху "Невский листок на 1826 год" (издатель Егор Аладьин) приложены
две гравюры: "Вольный стрелок" и "Часовня Вильгельма Теля" с текстом "Изъ-
яснение картинок".
Подготовка альманахов характеризует уровень развития редактирования в пер-
вой трети XIX века. Так, соотношение справочного аппарата и состава альмана-
ха еще не нашло отражения в связях определенного рода: как говорилось,
структура оглавления не соответствует структуре самого издания, иллюстра-
тивный материал не является органической частью содержания. В сущности,
альманах не был еще целостной системой, издатель рассматривал его исключи-
тельно как средство доведения произведений литературы и графики до читаю-
щей публики. Не случайно заглавия альманахов не отражали их содержания.
Как правило, это были условно-поэтические или романтические названия: "Ут-
Hosted by uCoz