Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 205 
Next page End  

чужими рукописями. Например, это становится ясно при анализе правки Чехо-
вым нескольких произведений авторов.
Все эти аспекты определили отбор материала для показа особенностей развития
редактирования в издательском деле России. В учебнике рассмотрены общие
вопросы и конкретный опыт подготовки изданий, редакторская практика изда-
телей, писателей, редакторов, имеющие значение для характеристики становле-
ния и развития редактирования как самостоятельной сферы деятельности. Кро-
ме того, дана общая характеристика работы современного редактора.
Структура материала определяется не историей развития книжного дела. По-
следовательность изложения связана с развитием собственно редакторской дея-
тельности.
В конце 30-х годов XX века, когда активно развивается система отраслевых из-
дательств, которые нуждаются в специалистах-редакторах, Московский поли-
графический институт (ныне Московский государственный университет печати)
открывает редакционно-издательский факультет. С этого времени начинается
подготовка профессиональных редакторов. Развивается и теория редактирова-
ния, включающая систему знаний о закономерностях издательского процесса,
подготовки изданий, работы над текстом и др.
Книговедческое знание в области редактирования делает первые шакги в 20-е
годы ХХ века. Появляются отдельные работы, обобщающие опыт подготовки
издания, рассматриваются вопросы языка и стиля, изучается редакционно-
издательская деятельность. К концу 50-х и в 60-е годы оформляется самостоя-
тельное направление книговедения - теория редактирования. Находят обоснова-
ние состав, структура, цели, задачи, предмет, объект науки. Ее прежде всего
связывают с именами Н.М. Сикорского, А.В. Западова, Р.Г. Абдуллина, Л.Н.
Кастрюлиной, Э.А. Лазаревич, А.Э. Мильчина, К.М. Накоряковой, В.И. Свин-
цова, Б.Г. Тяпкина, М.Д. Феллера, Е.В. Шлюпер. В 70-90-е годы развиваются
отдельные направления научных основ редактирования. Исследуются особен-
ности произведений отдельных видов литературы, типов и видов изданий, рас-
сматриваются элементы изданий и формы, методы, способы их подготовки, на-
ходит обоснование специфика восприятия содержания произведений и возмож-
ности активизации этого процесса, рассматриваются проблемы чтения и осо-
бенности их удовлетворения. Кроме того, изучаются компьютерные технологии
применительно к редакционно-издательскому процессу, специфика их исполь-
зования в издательском деле.
Дисциплина "Редактирование. Общий курс" является вводной в системе дисци-
плин редакторского комплекса. Ее задача показать, как формировалось редакти-
рование в процессе развития книгоиздания, раскрыть направления работы ре-
дактора, обозначить основные вехи процесса становления редакторской дея-
тельности, дать характеристику опыта наиболее известных деятелей науки,
культуры, книжного дела, внесших вклад в этот процесс.
Hosted by uCoz