Navigation bar
  Print document Start Previous page
 76 of 205 
Next page End  

В 1805 году один из владельцев типографии Кряжева пишет Максимовичу, ав-
тору издания "Указатель российских законов": "Вы же сами знаете, что я кроме
обязанности моей печатать получаемый от вас оригинал вам деятельно помогал
и в приведении оного в порядок..."
. Напомним, что
"редактирование" в бук-
вальном значении перевода с французского и есть "приведение в порядок".
Важное направление работы редактора - определение композиции издания. В
рассматриваемый период композиция издания становится предметом литера-
турно-критического анализа. Так, по поводу упомянутого издания
Державина
Н.А. Полевой писал: "Новое издание сочинений его великолепно, но порядок,
в каком они расположены, нам не нравится... Хронологический порядок был бы
лучше, ибо сочинения Державина нельзя делить на роды"
.
Полевой выступает против жанрового принципа расположения материалов.
По поводу издания произведений
Державина он пишет: "...Вернее всего при-
нять порядок хронологический. Тогда получили бы мы поэтическую летопись
внутренней жизни его и могли видеть, как и что делало впечатление на пламен-
ную душу поэта..."
.
Полевой поднимает вопрос и о полноте издания, отборе произведений, подго-
товке примечаний. Он пишет: "Жаль, что нет вариянтов; жаль, что не все собра-
но. Не говорим о примечаниях, которых, говорят, оставил Державин две боль-
шие тетради... Проза его также остается неизвестною.
Державин описал, гово-
рят, подробно бунт Пугачева - как это любопытно. И почему этого не издать"
.
Таким образом,
Полевой рассматривает подробно технику подготовки собра-
ния сочинений.
Большое влияние на развитие собственно редакторского дела в России оказал
издатель и книгопродавец
А.Ф. Смирдин. Объединив силы крупнейших и из-
вестнейших писателей того времени, этот издатель ориентировался на запросы
широкой читающей публики и опирался на сформировавшийся уже интерес к
художественной литературе. Не случайно
Белинский называет тридцатые го-
ды XIX века "смирдинским периодом".
Изменилось "лицо" книжного дела. Из любительства по преимуществу оно пре-
вращается постепенно в строго профессиональную отрасль.
Редактор в этой
отрасли наряду с издателем занимает ведущее место. Причем личность редакто-
ра, его редакторское мастерство во многом определяют издательскую деятель-
ность. Именно негодных редакторов
О.И. Сенковского и
Н.И. Греча, кото-
рым издатель доверил редакторскую часть своих изданий, современники обви-
няют в том, что содержание этих изданий не всегда отвечало тем целям, кото-
рые ставил
Смирдин, и даже в том, что этот блестящий издатель разорился.
Важным условием высокого уровня первых изданий
Смирдина стало то, что
издатель сумел привлечь лучшие литературные силы того времени. На обложке
первой из двух книжек
альманаха "Новоселье" была помещена гравюра "Обед
Hosted by uCoz