Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 205 
Next page End  

нале, но из сего не следует, чтобы все мнения, в ней выраженные с такой юно-
шеской живостью и прямодушием, были совершенно сходны с моими собствен-
ными. Во всяком случае она не есть и не могла быть программою "Современни-
ка"
. На этом высказывании Пушкина стоит остановиться специально. Прак-
тически, весь XIX век характерен изданиями, которые прежде всего отражали
волю редактора и издателя, поскольку, как правило, на страницы изданий попа-
дали произведения тех авторов, чья позиция совпадала с позицией издателя. По
сути,
Пушкин и в этом случае опередил свой век, четко обозначив меру взаи-
модействия автора и редактора: редактор должен, имея собственную позицию,
не лишать и автора права на собственную.
В первой четверти XIX века в издательской практике существовала романтиче-
ская традиция
расположения материала в изданиях - произведения располага-
лись либо по темам, либо по жанрам, либо по жанрам с тематической группи-
ровкой внутри разделов. Именно так выпускал свои сборники стихотворений
А.С. Пушкин в 1826 году. Однако издание "Стихотворений" 1829-1835 годов
Пушкин строит уже на
хронологическом принципе, располагая произведения
по времени их написания. Позднее, в 1838 году, после выхода в свет посмерт-
ных "Сочинений Александра Пушкина",
Белинский в рецензии, напечатанной
в "Московском наблюдателе", писал: "...несмотря на важные преимущества но-
вого издания перед старым, это старое все-таки не теряет своей цены, потому
что в нем стихотворения расположены не по форме, часто случайной и услов-
ной, а хронологически, по времени их написания, через что дается средство сле-
дить за развитием поэта"
.
Обратим внимание на последние слова критика. Они говорят о том, что у чи-
тающей публики появляется интерес не только к собственно произведениям ав-
тора, но и к его творчеству. Своим изданием
Пушкин как будто предугадыва-
ет это. Литература воспитывает публику, и эстетическая потребность качест-
венно совершенствуется, что Пушкин, как редактор и издатель, сумел почувст-
вовать.
Выводы
В начале XIX века редакторская деятельность начинает осознаваться как са-
мостоятельный аспект книгоиздания, в словарях закрепляется понятие
"редак-
тор". Начинают обозначаться самостоятельные функции издателя и редактора.
Особенно отчетливо проявляются качества редакторской деятельности в подго-
товке альманахов. Деятельность журналов показывает роль и значение редакто-
ра в формировании изданий, определяет некоторые направления его организа-
ционных функций. Ведется полемика об особенностях подготовки собраний со-
чинений, вырабатываются принципы отбора и расположения произведений в
таких изданиях.
Hosted by uCoz