Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 205 
Next page End  

В этот период журналы занимают основное место в чтении публики, влияя на
общую культуру населения, сближая интересы читателя-дворянина и читателя-
разночинца, увеличивая читательский контингент.
Герцен писал, что журналы "распространили в последние двадцать пять лет
огромное количество знаний, понятий, идей. Они давали возможность жителям
Омской или Тобольской губернии читать романы Диккенса или Жорж Санд
спустя два месяца после их появления в Лондоне или Париже"
.
Толстые журналы откликались на все важнейшие процессы социальной жизни
общества, печатали почти всю оригинальную литературу - отечественную и ев-
ропейскую. Солидно представлены в них отделы науки и искусства, литератур-
ной критики.
При определении особенностей редакторской деятельности середины века ска-
жем о том, что продолжается развитие
массовой прессы, обращенной к самой
широкой читательской аудитории, издатели ориентируются на запросы публики
и вырабатывают соответствующие критерии оценки редактором материалов,
предназначенных к публикаций.
Расширяется тематика, проблематика материалов, вырабатываются разнообраз-
ные жанры публикаций.
К середине XIX века было осознано понятие
массового читателя. Как уже го-
ворилось, декабристы и
Пушкин ориентировались прежде всего на образо-
ванное дворянство - неординарный и немногочисленный круг читающих, а по-
явление толстых литературных журналов связано с тем, что издатели обращают
серьезное внимание на чтение разночинцев и интеллигенции - столичной и про-
винциальной. Правда, этот читатель зачастую рассматривался, как публика не-
высокого литературного вкуса, и именно на этот вкус многие журналы 40-50-х
годов рассчитаны. Отсюда и отбор произведений, и
редакторская их обработ-
ка. Процесс этот двойственен: с одной стороны, невзыскательный вкус диктует
невысокие критерии оценки произведений. Но с другой - публика приучается к
чтению. Широко начинают работать общественные библиотеки, формируется
привычка создавать домашние библиотеки, иметь подписку на толстый литера-
турный журнал, в структуре времени обывателя выделяется час для домашнего
чтения, читатели обмениваются журналами между собой. Распространяется так
называемое семейное чтение, когда свежий, вновь поступивший журнал читают
вслух в кругу семьи, приглашают соседей, друзей. Вот только одна характерная
сценка из рассказа
Н.С. Лескова, отражающая этот процесс
- процесс орга-
нического включения в российскую бытовую культуру литературного журнала.
"В дружественном мне доме с нетерпением ждали получения февральской кни-
ги московского журнала "Мысль"
. Нетерпение это понятно, потому что дол-
жен был появиться новый рассказ графа Льва Николаевича Толстого. Я заходил
к моим друзьям почаще, чтобы встретить ожидаемое произведение нашего ве-
ликого художника и прочесть его вместе с добрыми людьми за их круглым сто-
Hosted by uCoz