Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 205 
Next page End  

Обратим внимание на то, что в основу принципов подготовки изданий произве-
дений того или иного писателя
Белинский ставит значение этих произведений
для современности. Он пишет: "Вследствие этого, вот, по нашему мнению, не-
обходимые условия издания его сочинений: во-первых, они должны быть не-
пременно все, без выбора и исключений, и расположены, хотя и по родам (т.е.
стихотворения особо; ученые сочинения по части физики, химии, навигации -
особо; похвальные слова и опыты истории России - особо), но в том порядке, в
каком они вышли друг за другом из-под пера автора"
.
Критик определяет
характер издания, основываясь на специфике и значении
произведений. Издание отражает, по мысли
Белинского, определенное на-
правление, связанное с интерпретацией произведений издателем. Так, произве-
дения, имеющие в основном историческое значение, необходимо, по его мне-
нию, издавать с исторической точки зрения.
Интересен отклик критика на серию
А.Ф. Смирдина
"Полное собрание со-
чинений русских авторов". После выхода в свет двух первых выпусков серии -
сочинений Озерова и Фонвизина -
Белинский пишет: "...Старинные писатели
должны издаваться со всеми приложениями, способствующими к их изучению...
Мы говорим о биографии писателя с обзором, преимущественно историческим
и хронологическим, всей его литературной деятельности..."
.
Таким образом, постепенно литературная критика вырабатывает представление
о
типе издания. Не обозначая его современным названием "научное",
Бе-
линский выдвигает в качестве одного из критериев - изучение творчества писа-
теля. В современном представлении это -
целевое назначение издания. Он
предлагает в качестве одного из элементов
справочного аппарата - историче-
ский и хронологический обзор деятельности автора.
К середине XIX века складывается тип собраний сочинений писателя, который
составляется редакторами на основе общепринятых принципов.
Белинский предлагает при подготовке
собрания сочинений произведений
писателей прошлого использовать хронологический принцип расположения ма-
териалов в сочетании с разделением произведений на большие группы в соот-
ветствии с жанровыми характером: стихотворения, поэмы, драматические сочи-
нения, проза - отдельно художественная и научная.
Нужно сказать, что в это время внимание теоретиков литературы привлекают
издания собраний сочинений писателей как самостоятельное явление, в чем-то
влияющее на литературный процесс. Действительно, редактор, формирующий
собрание сочинений автора и определяющий структуру расположения материа-
ла, в каком-то смысле влияет на особенности восприятия произведений.
Справедливо замечает
П.Н Берков: "Издание "полных" или "избранных" со-
чинений писателя, на каком бы принципе оно ни основывалось, есть некоторое
искусственное построение: произведения автора, печатавшиеся в разное время в
Hosted by uCoz