Navigation bar
  Print document Start Previous page
 101 of 273 
Next page End  

РЕАКЦИЯ УТВЕРЖДЕНА И ВСТУПАЕТ В СИЛУ
На последнем этапе этого комплексного когнитивного процесса осуществляется реальное поведение —
индивид «действует по сценарию» (Huesmann, 1988). Здесь особенно могут быть важны поведенческие
навыки. Очевидно, что человек не может вести себя определенным образом, если не знает, как это делается.
В подтверждение тезиса о важности навыков для эффективности социального поведения Дишьон, Лебер,
Стаутхамер-Лебер и Паттерсон (Dishion, Loeber, Stouthamer-Loeber & Patterson, 1984) обнаружили, что у
подростков-правонарушителей, в отличие от обычных подростков, не развиты навыки межличностного
общения, нет привычки учиться и работать.
122
Додж и Крик (Dodge & Crick, 1990) указали, что корреляция между каждым отдельно взятым из
вышеперечисленных этапом и реальным агрессивным поведением — сравнительно слабая. Тем не менее,
если рассматривать модель в целом и все этапы когнитивного процесса в отдельности, вероятность
прогноза появления агрессивного поведения становится достаточно высокой.
УСТОЙЧИВОСТЬ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: МОЖНО ЛИ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЙ ОБ
АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСТВЕ ДЕЛАТЬ ПРОГНОЗ ОБ УРОВНЕ АГРЕССИВНОСТИ В ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ?
Мы начали эту главу с утверждения, что одна из причин нашего интереса к детской агрессивности —
возможность на основании знаний о ней прогнозировать агрессивность в зрелые годы. Было придумано
множество экспериментов, чтобы проверить, сохраняется ли агрессивное поведение в течение длительного
времени. В этих лонгитюдных исследованиях агрессивность измерялась по нескольку раз, и вычислялся
коэффициент корреляции между такими оценками поведения в различные моменты времени. Фактически
исследователи задавались вопросом, останется ли агрессивность индивидуума в отношениях с его
сверстниками на прежнем уровне. Другими словами, будут ли Мартина по-прежнему оценивать как
агрессивного по отношению к сверстникам, когда он станет подростком или взрослым? Степень, в которой
два показателя, полученных в разное время, связаны между собой, дает нам возможность говорить о
стабильности или устойчивости агрессивности с течением времени.
В некоторых из этих экспериментов замеры уровня агрессивности проводились с короткими временными
интервалами (например, раз в год), в других же исследовалась корреляция между уровнями агрессивности в
детстве и в зрелые годы (лонгитюдное исследование уровня агрессивности, осуществленное Хьюсманном и
его коллегами). Независимо от временного интервала между измерениями, был получен один и тот же
вывод: агрессивность стабильна во времени и не зависит от ситуаций (Deluty, 1985; Huesmann et al., 1984;
Loeber, 1982; Magnusson, Stattin & Du-ner, 1983; Olweus, 1979; Stattin & Magnusson, 1989).
Олуэйз (Olweus, 1977) провел два небольших лонгитюдных исследования агрессивности у подростков
мужского пола. В первом эксперименте он собрал высказывания об агрессивности 85 школьников,
оканчивавших 6 и 7 класс, сделанные их сверстниками. Во втором эксперименте дети оценивали
агрессивность своих сверстников в конце 6 класса и спустя три года. Таким образом он смог получить
данные об устойчивости агрессивного поведения в течение сравнительно краткого (один год) и достаточно
Hosted by uCoz