Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 273 
Next page End  

степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между
братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи
родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Из реакции
родителей на агрессивные взаимоотношения между сиблингами также извлекается урок о том, что ребенку
может «сойти с рук». Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители
могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Характер семейного
руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения.
Родители, применяющие крайне суровые наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют
обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказания часто неэффективны, при правильном
применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение.
Ребенок получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя
агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего
окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные
дети, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает
дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности
ее членов.
У детей один из главных путей научения агрессивному поведению — наблюдение за чужой агрессией.
Дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны
к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии — средства массовой
информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов
мы все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа
все же оказывает какое-то влияние. Однако сила его остается неизвестной.
Додж и его коллеги разработали модель для выяснения, почему некоторые дети часто прибегают к агрессии
во взаимоотношениях с окружающими. Основной ее тезис: способ когнитивной обработки социальных
признаков ситуации влияет на стиль поведения. Модель описывает следующие пять шагов: 1) расшифровку
социальных признаков; 2) интерпретацию социальных признаков; 3) выбор возможной реакции; 4)
оценивание предполагаемой реакции; 5) осуществление выбранной реакции. По сути дела, моделью
предусматривается, что агрессивное поведение есть следствие плохого развития социально-когнитивных
навыков.
В литературе на тему стабильности агрессивных реакций во времени считается, что поведение в детстве
позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Иными словами, человек, в детстве
оценивавшийся сверстниками как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего будет оцениваться так же.
Из такой устойчивости агрессивного поведения следует, что изучение ранних влияний на становление
агрессивности является важной областью исследований.
4 СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
Чикаго. Две чикагские девушки, 13 и 15 лет, фигурируют в обвинительном заключении по делу об убийстве
из огнестрельного оружия их 60-летнего отца. Власти, как и девушки, сначала выдвигали предположение,
что его убил грабитель, но позднее сестры признались, что планировали убийство с того самого дня, когда
Томас их якобы избил...(по данным агентства «Assosiated Press»)
Hosted by uCoz