Navigation bar
  Print document Start Previous page
 124 of 273 
Next page End  

очевидно, что ученик вскоре подвергнется мощным и потенциально опасным электрическим разрядам, если
будет часто ошибаться. Разумеется, помощник на самом деле не получал ударов током; единственным
настоящим ударом был слабый 45-вольтный импульс, соответствующий третьему делению, с помощью
которого испытуемому предлагали лично убедиться, что агрегат функционирует исправно.
В соответствии с указаниями помощник делал большое количество ошибок. Испытуемый оказывался перед
лицом крайне неприятной дилеммы: он мог либо продолжать наказывать «ученика», доводя мощность
разрядов до откровенно болезненных, либо отказаться от этого и потребовать прекращения эксперимента.
Чтобы усугубить положение, экспериментатор каждый раз, когда у испытуемого возникало желание
остановиться, все более непреклонным тоном приказывал продолжать. Так, при первом возникновении у
испытуемого желания прекратить процедуру экспериментатор говорил «дальше, пожалуйста» или
«пожалуйста, продолжайте». В следующий раз он утверждал, что «условия эксперимента требуют, чтобы
вы продолжали». Если испытуемый настаивал, экспериментатор говорил «чрезвычайно важно, чтобы вы
продолжали», а если даже это не помогало, он заявлял «у вас нет другого выбора, вы должны продолжать».
Таким образом, испытуемый мог прервать процедуру, только открыто не повинуясь указаниям сурового и
властного экспериментатора.
149
Вероятно, уже очевидна аналогия многих аспектов этой процедуры со стандартной системой «учитель—
ученик», разработанной Бассом (Buss, 1961) для изучения агрессии. Однако следует иметь в виду одно
значительное различие между ними. В процедуре Милграма испытуемых предварительно просят — а потом
приказывают — наказывать за каждую ошибку все более мощным разрядом. В противоположность этому,
участникам процедуры Басса предоставляется полная свобода в выборе напряжения электрического тока.
Это отличие позволяет рассматривать исследования по методике Басса в общем как источник информации о
произвольной агрессии, в то время как исследования по методике Милграма считаются источником
информации об агрессии, проявленной в ответ на прямые приказы постороннего человека.
Участники исследований Милграма представляли собой смешанную выборку мужчин в возрасте от 20 до 50
лет различных профессий — от разнорабочих до инженеров — и набирались по объявлению в газете.
Поскольку они не имели отношения к университету, в котором проводилось исследование, и являлись
добровольцами, можно было ожидать, что они окажутся весьма резистентны к требованию
экспериментатора подвергнуть другого человека очевидно опасному удару электрическим током. И все же,
как показано на рис. 4. 9, 65 % испытуемых продемонстрировали полное подчинение, доводя в ходе сеанса
силу удара до предельных 450 вольт. Разумеется, как и предполагалось, многие участники протестовали и
требовали прервать эксперимент. Однако, столкнувшись с непреклонным требованием экспериментатора
продолжать процесс, большинство повиновались, нанося жертве электрические разряды снова и снова.
Более того, они продолжали подчиняться, несмотря на тот факт, что при 300 вольтах «ученик» колотил по
стенке (якобы от боли) и вскоре прекращал отвечать на вопросы задания. Учитывая, что в распоряжении
экспериментатора фактически не было средств принуждения — испытуемые уже получили плату и были
вольны уйти, когда им вздумается, — в этих экспериментах отчетливо проявилась опасная тенденция: лица,
даже не имеющие особых полномочий, способны вынудить многих людей на совершение агрессивных
действий.
В дальнейших своих исследованиях Милграм (Milgram, 1965b, 1974) обнаружил, что аналогичные
результаты можно получить даже в условиях, которые, казалось бы, должны уменьшать склонность к
Hosted by uCoz