Navigation bar
  Print document Start Previous page
 139 of 273 
Next page End  

Хотя картина остается несколько туманной, разумным выглядит следующее общее заключение. Во-первых,
зависимость между агрессией и температурой воздуха гораздо сложнее, чем казалось когда-то. В результате
любое чересчур широкое или категоричное обобщение о влияниии данного параметра среды на
индивидуальное и коллективное насильственное поведение представляется неприемлемым. Во-вторых,
сложность зависимости между агрессией и жарой подразумевает, что учащение беспорядков, мародерства и
тому подобных инцидентов во время жарких летних месяцев не вызвано непосредственно или
исключительно повышением температуры в эти периоды. Скорее, важную роль могут играть другие
факторы — такие как большее количество людей на улицах, повышенное потребление алкоголя,
удлинившийся световой день, каникулы у подростков. В итоге «долгое знойное лето» может
ассоциироваться с насилием, но лишь при весьма специфических условиях и в силу сложных причин.
167
ШУМ И АГРЕССИЯ: ЗВУК НАСИЛИЯ?
К неприятным побочным эффектам индустриализации — наличию нескольких автомобилей на семью и
интенсивному воздушному движению — относится чрезвычайно высокий уровень шума во многих
урбанизированных регионах. Например, установлена связь уровня шума, типичного для многих городов, с
потерей слуха (Kryter, 1970) и симптомами стресса (Pennebaker, Burnam, Schaeffer & Harper, 1977).
Считается также, что шум оказывает негативное влияние на межличностные отношения. Скажем, например,
что шумную обстановку ассоциируют с уменьшением взаимопомощи и снижением социальности (Cohen &
Weinstein, 1981). Вдобавок громкий и неприятный шум может способствовать проявлениям межличностной
агрессии (Geen, 1978; Geen & O'Neal, 1969; Konecni, 1975b, Mueller, 1983).
Доннерштайн и Уилсон (Donnerstein & Wilson, 1976) провели одно из самых ранних исследований влияния
шума на текущую агрессию. В первом эксперименте мужчин-испытуемых сначала раздражал либо не
раздражал помощник экспериментатора (оценивал написанное испытуемым сочинение благосклонно или
очень резко), а затем они получали возможность проявить агрессию против этого человека в рамках
разработанной Бассом (Buss, 1961) процедуры «учитель—ученик». Изображая учителя, назначающего
ассистенту удары током, испытуемые надевали наушники и слышали односекундные импульсы шума —
либо негромкого (65 децибелл), либо громкого (95 децибелл). У испытуемых, сердитых на ассистента,
громкий шум значительно усиливал агрессию. Однако на участников, не подвергшихся провокации,
уровень шума воздействия не оказывал.
Джин и Мак-Каун (Geen & McCown, 1984) сосредоточились на физиологическом возбуждении как основе
зависимости между агрессией и шумом. Студентов выпускного курса приглашали участвовать в двух
различных исследованиях. Во время первого, посвященного «выяснению эффекта от ударов электрического
тока при межличностном взаимодействии», помощник экспериментатора посредством ударов тока выражал
свое несогласие с установочными заявлениями, которые испытуемый зачитывал вслух. Половина
участников получала десять ударов (вариант «сильная атака»), другая половина — только два (вариант
«слабая атака»). Во время второго исследования испытуемых просили подвергать ассистента
экспериментатора ударам током, чтобы можно было измерить «физиологические реакции при решении
задач». Все испытуемые надевали наушники, якобы для того чтобы не отвлекаться. В варианте
«неконтролируемого шума» участники слышали серию двухсекундных импульсов белого шума [1]
мощностью в 85 децибелл. В варианте «контролируемого шума» испытуемые могли заглушить шум, нажав
на кнопку. В варианте «без шума» в наушниках шума не было. Несколько раз за время процедуры
экспериментатор измерял показатели физиологического возбуждения.
1 Шум с равномерным спектром частот. (Прим. перев.)
Hosted by uCoz