Navigation bar
  Print document Start Previous page
 145 of 273 
Next page End  

ПРОДОЛЖЕНИЕ САГИ ПРО БИЛЛА И ДИАНУ
После сцены, описанной в начале данной главы, Диана и Билл, извинившись друг перед другом за
вспыльчивость, заговорили о причине своей раздражительности.
174
Они предположили, что условия, в которых они жили, могли повлиять на их отношение друг к другу. Диана
согласилась обратиться за советом к своему приятелю Бобу, профессору психологии в местном
университете.
Боб уверил Диану, что наиболее вероятной причиной трений между ней и Биллом была дискомфортная
обстановка, воцарившаяся в их доме. Он пояснил, что стресс из-за неблагоприятных окружающих условий
способен вызывать негативные чувства и приводить к конфликту и что проблемы, с которыми столкнулись
Диана и Билл, не имеют отношения ни к одному из них, но объясняются дискомфортными стрессовыми
условиями, возникшими из-за происходящего в их доме ремонта. Боб предложил ей с Биллом по мере
возможности отдыхать от жары, шума, сутолоки и пыли в доме. Не подумать ли им о том, чтобы переехать
на несколько месяцев в местный мотель?
ВНЕШНИЕ ПОСЫЛЫ К АГРЕССИИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В своих попытках изучить влияние классических условных рефлексов на поведение Берковитц (Berkowitz,
1964, 1969, 1974) разработал программу исследований сигналов к агрессии. В частности, он предположил,
что люди (и даже предметы) могут становиться посылами для возникновения агрессии, если между ними и
раздражением или наблюдаемым насилием и агрессией вообще устанавливается повторная ассоциативная
связь. Коль скоро они приобрели такое значение, их присутствие может стимулировать или «вытаскивать
на поверхность» агрессивные реакции человека, который был рассержен или иным способом подготовил
почву для агрессии. Короче говоря, такие посылы будут действовать на поведение аналогично действию
любых других посылов — они станут внешними детерминантами агрессивного поведения. Подобные
сигналы могут иметь самое различное происхождение. Например, черная форма команд спортсменов-
профессионалов ассоциируется с более агрессивной игрой, большим числом штрафов и зрительским
восприятием большей агрессивности (Frank & Gilovich, 1988). Агрессивная реклама также может
изобиловать посылами к агрессии (Саргага, D'Imperio, Gentilomo, Mammucari, Renzi & Travaglia, 1987). В
своих исследованиях Берковитц основное внимание уделял индивидуальным характеристикам (например,
именам) и оружию в качестве сигналов к агрессии. В этом разделе мы также обратимся к исследованиям по
влиянию масс-медиа на агрессию у взрослых.
Hosted by uCoz