Navigation bar
  Print document Start Previous page
 149 of 273 
Next page End  

МАСС-МЕДИА КАК ИСТОЧНИК ПОСЫЛОВ К АГРЕССИИ
Чтобы отдохнуть от «летящих щепок» в своем доме, Билл и Диана как-то в пятницу вечером пошли в кино.
Они нарочно выбрали фильм категории «R» [1] потому что обычные фильмы показались им недостаточно
«острыми»; им хотелось разве-
179
яться и отвлечься от своих забот. Их, однако, удивило, что фильм, не считая нескольких постельных сцен,
оказался состоящим сплошь из эпизодов жестокого насилия. Целиком фильм они не увидели, потому что
закрывали глаза в самых кровавых местах. А после фильма, зайдя освежиться в кафе-мороженое, Билл с
Дианой наговорили друг другу кучу таких вещей, о которых на следующий день сожалели. В какой же мере
их ссора объяснялась просмотром сцен жестокого насилия? Иными словами, не могло ли изощренное
насилие, показанное на киноэкране, оказаться внешним условным раздражителем, вызвавшим агрессивное
поведение?
1 Фильмы, на которые дети до 16—17 лет допускаются только в сопровождении взрослых. (Прим. ред.)
В главе 3 мы рассмотрели влияние масс-медиа в процессе становления и научения агрессивных реакций.
Этот раздел посвящен краткосрочному эффекту от увиденного насилия. Иными словами, каким будет
немедленное воздействие «остросюжетного» фильма на поведение, независимо от того, в какой степени
изображение сцен насилия в масс-медиа обучает индивидуума агрессии?
Проведенное Берковитцем исследование краткосрочных эффектов сцен насилия, изображаемых в масс-
медиа (описанное выше), было предназначено для проверки его теории о влиянии условных раздражителей
на агрессию. Во многих экспериментах подобного рода фильмы использовались в качестве средства
представления посылов к агрессии. Например, в эксперименте Берковитца и его коллег, где условными
раздражителями, вызывающими агрессивное поведение, были имена, их ассоциация с агрессией
осуществлялась с помощью фильма. И очевидно, что те сцены насилия в масс-медиа, где зритель может
отождествлять персонажей со своей потенциальной жертвой, должны способствовать последующей
агрессии. Фактически эти результаты породили волну аналогичных исследований по воздействию масс-
медиа на агрессивное поведение (Geen & O'Neal, 1968; Miller, Heath, Molcan & Dugoni, 1991; Phillips, 1983;
Scharff & Schlottmann, 1973), в результате чего было выяснено, что испытуемые, у которых специально
вызывали гнев, чтобы они были настроены вести себя агрессивно, подвергали жертву более сильным
мучениям после просмотра фильма со сценами насилия, чем после просмотра киноленты, где подобные
сцены отсутствовали.
Некоторые исследователи, однако, подняли важный вопрос о методологии, применяемой в исследованиях
по воздействию масс-медиа (Donnerstein, Donnerstein & Barrett, 1976; Zillmann & Johnson, 1973). Они
заявили, что процедура экспериментов не позволяет делать вывод о стимулирующем воздействии сцен
насилия в масс-медиа на последующую агрессию. Иначе говоря, поскольку все участники этих
экспериментов смотрели фильм (с насилием или без), исследователи никогда не делали необходимого
сравнения между демонстрацией насилия и ее отсутствием в фильмах. Они далее утверждали, что фильм
без сцен насилия может фактически ослаблять агрессивность и что наблюдаемые эффекты можно
объяснить не стимулирующим действием фильма со сценами насилия, а редуцирующим действием фильма
без насилия.
Зильманн и Джонсон (Zillmann & Johnson, 1973) проверили этот тезис, проведя эксперимент, где
рассерженным/нерассерженным испытуемым демонстрировали нейтральный фильм, фильм со сценами
агрессии или не показывали фильма вообще. Как и предполагалось, рассерженные испытуемые, которые не
видели фильма или смотрели фильм со сценами агрессии, реагировали более агрессивно, чем остальные. Те
же, кто смотрел фильм с нейтральным сюжетом, без сцен насилия, реагировали сравнительно спокойно —
подобно тем, кого не спровоцировали на гнев в начале эксперимента. Таким образом, утверждают
исследователи, агрессивные фильмы подкрепляют агрессивность, а не усиливают ее.
Hosted by uCoz