Navigation bar
  Print document Start Previous page
 152 of 273 
Next page End  

мужчинам-испытуемым во время инструктирования говорилось, что удары током большой силы помогут
мужчине — ассистенту экспериментатора — лучше усвоить материал фиктивного задания. Предполагалось,
что при таких условиях испытуемые будут считать агрессию оправданной, а наличие зеркала подчеркнет
эту установку, тем самым усилив агрессию по отношению к ассистенту. Как показано на рис. 5.8, данная
гипотеза тоже подтвердилась.
183
Карвер (Carver, 1975) исследовал, до какой степени процесс самоосознания может усиливать влияние
уникальных индивидуальных ценностей, касающихся агрессии. В его эксперименте испытуемые, разбитые
на две группы — «сторонники строгих наказаний» и «сторонники мягких наказаний», — участвовали в
стандартной процедуре «учитель—ученик», разработанной Бассом (Buss, 1961). У половины испытуемых в
каждой из этих групп во время сеанса перед глазами висело зеркало, чтобы они могли видеть свое
отражение, в то время как у остальных испытуемых зеркала не было. Как и предполагалось, наличие
зеркала способствовало проявлению агрессии испытуемыми — сторонниками строгих наказаний — и
практически подавляло такое поведение у приверженцев «мягких наказаний». Наличие зеркала еще более
сдвигало к полюсам все «за» и «против» ценностей, связанных с силой наказаний, характерных для этих
двух групп испытуемых.
184
Другие исследования изучали зависимость между деиндивидуализацией и агрессией. О
деиндивидуализации можно говорить в том случае, когда вероятность того, что человек будет узнан,
снижается. Например, в нескольких экспериментах деиндивидуализацию изучали, варьируя количество
присутствующих, то есть по мере увеличения группы каждого из ее членов было все труднее
идентифицировать, а сами они чувствовали меньшую ответственность за свои действия. Мул-лен (Mullen,
1986), например, обнаружил, что самое зверское (длительное и особо жестокое) линчевание происходит в
случаях, когда на каждую жертву приходится много палачей. В других экспериментах варьировали
степенью анонимности испытуемых и вероятностью их опознания потенциальной жертвой или
представителем власти (Mann, Newton & Innes, 1982; Rogers, 1980; Rogers & Ketchen, 1979; Taylor, O'Neal,
Langley & Butcher, 1991). В других экспериментах манипулировали множеством факторов
деиндивидуализации (например, освещением, чувством ответственности, анонимностью) внутри одного
эксперимента (Die-пег, 1976; Diener, Dineen, Endresen, Beaman & Fraser, 1975; Prentice-Dunn & Rogers,
1980).
Поскольку варьировать деиндивидуализацию в этих экспериментах пытались множеством различных
способов, возник вопрос, действительно ли испытуемые теряют свою индивидуальность, как показывают их
отчеты о процессе самоосознания, уровне возбуждения и чувстве ответственности (Diener, 1980; Johnson &,
Downing, 1979). Некоторые исследователи начали интересоваться ролью внутренних когнитивных и
эмоциональных процессов для объяснения эффектов, возникающих при экспериментальных манипуляциях
с деиндивидуализацей.
Прентис-Данн и Роджерс (Prentice-Dun & Rogers, 1983, 1989) выдвинули теорию дифференциального
самоосознания, чтобы объяснить, каким образом процесс самоосознания связан с поведением, особенно с
агрессивным. Они утверждают, что есть два класса переменных, ослабляющих процесс самоосознания, и
оба они связаны с различными компонентами самоосознания. Посылы, вызывающие чувство
ответственности, — это те аспекты ситуации, которые дают возможность индивиду стать менее
узнаваемым, тем самым редуцируя общественное самоосознание — компонент самоосознания, связанный с
желанием произвести впечатление на окружающих. Другими словами, если человек обладает
относительной анонимностью, он может выбрать в качестве модели поведения ненормативное или
«недопустимое» поведение, поскольку ему вряд ли грозит ответственность за эти действия: «Индивид в
подобных случаях полностью осознает свои поступки — он просто не опасается негативных для себя
последствий» (Prentice-Dunn &; Rogers, 1982). В этом случае индивид растормаживается.
Модификаторы внимания ослабляют личное самоосознание — компонент самоосознания, связанный с
сосредоточением на собственных внутренних ощущениях и мыслях. Например, сильное возбуждение или
измененное состояние сознания, а также «погружение с головой» в групповую деятельность могут отвлечь
внимание индивида от его внутреннего мира. Тогда про него говорят, что он деиндивидуализирован и не
Hosted by uCoz