Navigation bar
  Print document Start Previous page
 203 of 273 
Next page End  

Вместе с фактами, полученными в ходе других исследований (Brancombe, 1985; Geen, Rakovsky & Pigg,
1972; Rule & Nesdale, 1976a; Tannenbaum & Zillmann, 1975; Taylor, O'Neal, Langley & Butcher, 1991; Zillmann
& Cantor, 1976), эти результаты наводят на мысль о том, что важнейшим фактором, определяющим,
перейдет ли повышенное возбуждение в агрессию, является легкость, с которой индивиды могут запутаться
в определении источника своих ощущений. Если не вызывает сомнений, что их реакции вызваны
физической нагрузкой, лекарством, неприятным шумом и другими подобными источниками, не имеющими
отношения к агрессии, тогда причина повышенного возбуждения будет определена правильно и не
приведет к агрессивным выпадам против других. Если же источник подобных ощущений не так-то просто
определить, возможно, из-за того, что уже прошло какое-то время после события, вызвавшего возбуждение,
или из-за существования нескольких возможных источников, тогда люди могут быть «сбиты с толку»,
приписывая свои чувства гневу, досаде или раздражению. В таких случаях результатом может явиться
агрессия.
Из результатов рассмотренных нами исследований становится очевидно, что физиологическое возбуждение
может играть определенную роль в проявлении агрессивного поведения. Однако возбуждение имеет
отношение не только к агрессии. Фактически физиологическое возбуждение как часть общей активации
симпатической нервной системы может способствовать проявлению с наибольшей вероятностью любой
доминантной реакции. Мы уже говорили о подобном предположении, рассматривая в главе 5 влияние шума
на агрессию. И при этом отмечали, что воздействие громкого шума — и порожденного им высокого уровня
возбуждения — способствует позднее проявлению агрессии, но только в том случае, если подобное
поведение является отражением склонности доминировать (Donnerstein & Wilson, 1976; Konecni, 1975).
Другие исследователи поддержали также утверждение, что возбуждение способствует вероятности
проявления доминантной реакции, стремлению навязать свою волю. Например, О'Нил, Мак-Дональд, Хори
и Мак-Клинтон (O'Neal, McDonald, Hori & McClinton, 1977) демонстрировали детям агрессивные и
неагрессивные фильмы, а затем их втягивали в шумную или спокойную игру. Исследователи
Hosted by uCoz