Navigation bar
  Print document Start Previous page
 254 of 273 
Next page End  

307
Объяснить это кажущееся преимущество демонстрации моделей поведения над страхом отмщения мы
можем следующим образом: использовавшаяся ранее процедура была разработана с учетом задачи
изыскания двух различных способов сдерживания агрессии, в то время как нынешняя — с учетом задачи
изыскания единственного. И угроза отмщения, и демонстрация модели неагрессивного поведения могут
упрочить барьеры, удерживающие индивида от прибегания к агрессии. Кроме того, демонстрация модели
спокойного, неагрессивного поведения (особенно после провокации) может способствовать спаду
эмоционального возбуждения у наблюдателей. Снижение уровня возбуждения может, в свою очередь,
подавить внешнюю агрессию (Rule & Nesdale, 1976). И хотя эти предположения совпадают с данными,
полученными Доннерштейном и Доннерштейном (Donnerstein & Donnerstein, 1977), и фактами,
изложенными в других трудах (Rule & Nesdale, 1976), они не подвергались непосредственному
эмпирическому исследованию. Таким образом, их можно считать умозрительными по своей природе.
Независимо от того, подтвердят ли наличие и схему действия этого предполагаемого механизма будущие
исследования, существующие данные тем не менее позволяют сделать следующее заключение: умение
«держать себя в рамках», так же как и агрессия, может быть социально «заразительным». В результате
демонстрация моделей сдержанного, неагрессивного поведения может зачастую оказаться весьма
эффективной, для того чтобы сравнительно тривиальные и кратковременные инциденты не стали искрами
для возникновения полномасштабных и длительных актов коллективного насилия.
КОГНИТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ АГРЕССИИ: АТРИБУЦИИ, СМЯГЧАЮЩИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ОПРАВДАНИЯ
На первый взгляд, агрессия представляет собой, если так можно выразиться, горячую форму поведения: она
содержит в себе мощный эмоциональный заряд. Ведь даже такие выражения, как «выведенный из себя»,
«несдержанный» и «доведенный до белого каления», подчеркивают наличие эмоционального компонента в
агрессивных действиях. Как уже отмечалось в этой книге, совсем не обязательно, что причиной агрессии
будут гнев или схожие с ним эмоции. Напротив, агрессия зачастую является результатом холодного
безэмоционального расчета, и тогда ее лучше всего называть целенаправленной или же инструментальной,
но никак не эмоциональной (Berkowitz, 1989; Zillmann, 1988). Такие наблюдения наводят на мысль, что
агрессия зачастую задействует важные когнитивные процессы или их компоненты, такие как память,
мышление, установки и атрибуции и, конечно же, в значительной степени агрессивное поведение
(Berkowitz, 1984). Может ли вмешательство, разработанное с учетом подобных факторов, быть
эффективным средством, снижающим вероятность возникновения открытой агрессии и интенсивность ее
проявлений? Этот вопрос рассматривался в огромном количестве исследований, и полученные результаты
нередко обнадеживали. Большинство этих работ концентрировали свое внимание на трех когнитивных
факторах, сдерживающих агрессию: на атрибуции; информации, имеющей отношение к смягчающим
обстоятельствам, и на роли оправданий или объяснения причин. В соответствии с расставленными
акцентами мы рассмотрим данные, имеющие отношение к каждому из этих факторов.
308
Hosted by uCoz