Navigation bar
  Print document Start Previous page
 256 of 273 
Next page End  

важно, эта тенденция сохранялась независимо от реальной мощности разрядов электрического тока,
полученных испытуемыми. Другими словами, испытуемые, думавшие, что их оппонент стремится
причинить им значительную боль, и получившие реально электрические разряды малой мощности,
оказались более агрессивными, чем лица, уверенные в том, что им намерены причинить незначительную
боль, а на самом деле получившие сильные удары током!
Эти результаты, как и результаты подобных исследований, показывают, что наша реакция на провокации
других зависит в значительной степени от наших атрибуций по поводу намерений, скрывающихся за
поведением других. Только когда мы видим, что люди специально делают нам гадости, мы отвечаем им тем
же, следуя древнему принципу «око за око, зуб за зуб». Вывод, который мы можем использовать для
решения вопроса о превентивных мерах и управлении агрессией, достаточно прост: провокационные
действия, в основе которых лежит недоброжелательность — сознательное стремление провокатора
причинить вред реципиенту, — встречаются гораздо чаще провокационных действий, совершенных без
видимой причины. Кроме того, агрессию можно уменьшить, если известно, в какой степени
провокационные действия со стороны других приписываются злонамеренности. Специфическая тактика
достижения подобной цели представлена в следующем разделе.
СМЯГЧАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЭМОЦИЙ И ПОЗНАНИЯ В
ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ АГРЕССИЕЙ
Основной темой современных исследований в области социального познания — исследований, как мы
думаем о других и как обрабатываем социальную информацию — является тесная и сложная связь между
познанием и эманаци-ями. Другими словами, множество исследователей концентрируют внимание на
вопросах о том, как мысли определяют чувства и наоборот, как чувства влияют на мысли (Isen,1987; Isen &
Baron, 1981; Zajonc, Murphy & Inglehart,1989). Эти вопросы поднимались и изучались в связи с проблемой
управления человеческой агрессией. В частности, исследователи пытались выяснить, может ли
специфическая форма социальной информации — обычно называемая «смягчающие обстоятельства» —
снизить уровень возбуждения как реакции на провокацию, а также уменьшить вероятность и силу
объектных проявлений агрессии (Zillmann, 1988). По всей видимости, наиболее четкие и убедительные
доказательства в пользу такого влияния приводятся Зильманном и его коллегами (Zillmann & others, 1975;
Zillmann & Cantor, 1976).
Например, в эксперименте, поставленном Зильманном и Кантором (Zillmann & Cantor, 1976), студенты-
выпускники участвовали в опыте, якобы устанавливающем влияние зрительных раздражителей на
физиологические реакции. В соответствии с поставленной целью на протяжении всего эксперимента у
испытуемых несколько раз измерялись частота пульса, артериальное давление и температура тела. Каждый
участник опыта имел дело с двумя различными экспериментаторами. Как водится, один из них был вежлив
и любезен, второй, напротив, вел себя грубо и вызывающе, обвиняя испытуемых в том, что они
отказываются сотрудничать, и отзываясь о вежливом экспериментаторе в весьма оскорбительной манере.
На первых двух этапах опыта вежливый экспериментатор давал рациональное
311
объяснение грубому поведению своего коллеги, заявляя, что тот расстроен результатами важного
исследования; на третьем этапе никаких объяснений не давалось. Другая особенность этого опыта
заключалась в разном времени предъявления информации, объясняющей причину грубого поведения. В
одном случае (предварительное объяснение) такая информация предоставлялась до начала работы грубого
экспериментатора с испытуемыми. Во втором случае (объяснение постфактум) — после провокаций с его
стороны.
Hosted by uCoz