Navigation bar
  Print document Start Previous page
 259 of 273 
Next page End  

Другие испытуемые такой информации не получали. Результаты показали, что эта информация в
значительной степени способствовала снижению уровня ответной агрессии среди лиц, не занимавшихся на
велотренажере и с низким уровнем возбуждения. Напротив, информация, объяснявшая причину поведения,
не оказала подобного влияния на лиц с высоким уровнем возбуждения.
Эти результаты совпадают с житейскими наблюдениями, говорящими о том, что «когда в дверь стучатся
эмоции, разум выпрыгивает из окна». Другими словами, способность переработать сложную информацию о
других, об их намерениях и причинах действий у людей, находящихся в сильном возбуждении, сходит на
нет: в результате может последовать импульсивный выпад против других в ответ на реальную или
воображаемую провокацию. Короче говоря, существующие данные свидетельствуют о том, что
вмешательство когнитивных процессов при получении индивидами информации о смягчающих
обстоятельствах может быть эффективным средством предотвращения ответной агрессии, но только для
лиц с низким уровнем возбуждения. Высокий же уровень возбуждения, похоже, служит помехой для
эффективной переработки информации о смягчающих обстоятельствах, фактически сводя на нет пользу от
нее.
314
ИЗВИНЕНИЯ ИЛИ ОПРАВДАНИЯ: ПОЧЕМУ ВЫГОДНО ГОВОРИТЬ «ПРОСТИТЕ»
Представьте себе следующую сцену. Вы договорились с девушкой о свидании, а она опаздывает. Время
идет, и вы начинаете сердиться. Наконец спустя полчаса она все-таки появляется. Прежде чем вы успеваете
произнести хотя бы слово, девушка извиняется за свое опоздание. Как вы поступите? Ответите злобно и
агрессивно или же поймете и простите? Исследования роли извинений или оправданий (к которым
прибегают люди, чтобы объяснить, почему они не оправдали ваши ожидания [Bies, 1990]) наводят на
мысль, что ваш ответ зависит от ряда дополнительных факторов. Если извинения вашей подруги искренни,
а приводимые ею доводы убедительны, то вы растаете и гнев ваш улетучится сам собой. Если же, наоборот,
ее извинения кажутся вам неискренними, а объяснения неубедительными, вы будете продолжать сердиться
и даже, может быть, рассердитесь еще сильней, услышав ее объяснения. Результаты исследований (Weiner,
Amir-khan, Folkes & Verette, 1987) показывают, что извинения или оправдания со ссылкой на внешние
обстоятельства, неподконтрольные извиняющемуся человеку (например, «У меня не завелась машина»,
«Мой поезд опоздал»), более эффективны для элиминации гнева, чем ссылка на обстоятельства, которые
человек в состоянии контролировать («Я совершенно забыл об этом»). Точно так же гнев скорее улетучится
после извинений и объяснений, которые кажутся искренними, чем после тех, искренность которых
вызывает сомнения (Baron, 1988a, 1990; Bies, 1990). Данные, наиболее убедительно свидетельствующие о
потенциальной способности извинений снижать уровень агрессии, были недавно представлены Обучи,
Каме-дой и Агари (Ohbuchi, Kameda & Agarie, 1989).
В поставленном ими эксперименте в результате целой серии ошибок, совершенных помощником
экспериментатора, испытуемые женщины оказались не в состоянии правильно выполнить поставленные
перед ними задачи и поэтому получили негативную оценку со стороны экспериментатора, что привело их в
замешательство. Позднее помощник экспериментатора извинился перед некоторыми из них за свои
ошибки. Причем свои извинения он приносил либо в присутствии экспериментатора (экспериментальное
условие — публичное извинение), либо в его отсутствие (экспериментальное условие — приватное
извинение). При публичном извинении помощник экспериментатора, с одной стороны, снимал с
испытуемых ответственность за плохое выполнение задания, а с другой — пытался исправить свои ошибки.
Приватное же извинение, напротив, не снимало с испытуемых ответственность за плохое выполнение
задания.
Hosted by uCoz