Navigation bar
  Print document Start Previous page
 26 of 273 
Next page End  

реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не трактовалась ни
как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни.
Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд (Freud, 1920) постепенно пришел к более мрачному
убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго
основного инстинкта, танатоса — влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение
жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия
этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что
существует острый конфликт между сохранением жизни (то есть эросом) и ее разрушением (танатосом),
другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении
от «Я».
Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на
других. Теория Фрейда о взаимодействии эроса и танатоса отображена на рис. 1.2.
Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоанализа.
Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим
вопросам (Fenichel, 1945; Fine, 1978; Hartmann, Kris & Lowenstein, 1949). Тем не менее утверждение о том,
что агрессия бер¸т начало из врожденных, инстинктивных сил, в целом находило поддержку даже у этих
критиков.
Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только
врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное,
поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого
индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций,
сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом,
уменьшать вероятность появления более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда (положение о
катарсисе) часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных действий, не
сопровождающихся раз-
34
рушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Однако при
лучшем знакомстве с произведениями Фрейда обнаруживаются доводы против подобных утверждений.
Хотя у Фрейда не было четкой позиции по отношению к силе и продолжительности действия катарсиса, он
все же склонялся к тому, что это действие является минимальным и кратковременным по своей природе.
Таким образом, Фрейд проявлял на этот счет меньший оптимизм, чем полагали теоретики более позднего
периода.
Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода
Hosted by uCoz