Navigation bar
  Print document Start Previous page
 267 of 273 
Next page End  

которые могли бы быть полезны в случае возникновения конфликтных ситуаций (Thomas, 1991).
Результаты исследований показывают, что во многих случаях причиной
323
производственного конфликта являются социальные факторы, такие как испытываемое в течение
длительного времени недовольство, стереотипы, неверная интерпретация мотивов поступков других людей
и т. п. Если это утверждение верно, то вполне логично предположить, что гипотеза несовместимых реакций
может быть полезна для решения производственного конфликта. В нескольких недавно проведенных
исследованиях этому предположению искали подтверждение.
В первом из поставленных экспериментов (Baron, 1984) испытуемые, мужчины и женщины, изображали
руководителей большой организации, которые обсуждали две проблемы, постоянно стоящие на повестке
дня в их воображаемой компании: следует ли переместить ее на крайний юг США и следует ли вкладывать
огромные средства в производство нового продукта? Одним из участников обсуждения был помощник
экспериментатора, выражавший несогласие с любой точкой зрения, излагаемой испытуемыми. Однако
способ выражения несогласия, к которому он прибегал, постоянно менялся. В одном случае он выражал
несогласие спокойным, уверенным тоном (например, «Я понимаю вас, но согласиться все же не могу»). В
другом случае он выражал свое несогласие в брюзгливо-высокомерной манере (например, «Боже мой, что
за чушь вы несете?»). Следующий этап эксперимента начинался после окончания обсуждения «двух
проблем». На этот раз экспериментатор на несколько минут покидал комнату, якобы для того чтобы взять
необходимые формы. Все это время его помощник либо сидел спокойно, либо действовал в соответствии с
одной из трех моделей поведения, предназначением которой являлась генерация у испытуемых
положительных эмоций, несовместимых с гневом. Он либо предлагал им конфеты, заявляя, что еще не
«пришел в себя» после важных экзаменов; либо просил их оказать ему помощь в выборе самой смешной
карикатуры для очередного эксперимента.
Когда экспериментатор возвращался, участники эксперимента заполняли опросник, в котором им
предлагалось оценить помощника экспериментатора по нескольким характеристикам (например,
привлекательность, любезность) и указать, каким способом они предпочли бы разрешить возможный
конфликт с ним (избегание, соперничество, согласие, компромисс, сотрудничество (Rahim, 1983)).
Результаты показали, что испытуемые давали более низкую оценку помощнику экспериментатора и
указывали на большую вероятность отрицательного отношения к нему в будущем, если он вел себя
надменно, а не благоразумно. Кроме того, что для нас более важно, испытуемые выразили большее желание
сотрудничать с ним, когда они были в ситуации с актуализированной гипотезой несовместимых реакций.
Получившие небольшой подарок попадали под влияние просмотренных карикатур или проникались
сочувствием к помощнику экспериментатора и были более склонны к сотрудничеству с ним, нежели
испытуемые из контрольной группы (см. рис. 9. 10).
Hosted by uCoz