Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 273 
Next page End  

которых оно развертывается, а также конкретные объекты, выбранные для нападения, во многом
определяются факторами социального научения (Bandura, 1983).
В случае именно человеческого агрессивного поведения естественные ограничения, обусловленные
биологическими факторами, теряют свою силу за счет способности человека производить и использовать
оружие уничтожения. Подобным образом зависимость между последствиями агрессивных действий и
выживанием различна у людей и животных. Например, в то время как физическая сила может быть важным
условием в выборе брачного партнера у животных, для людей более важным оказываются такие
социальные факторы, как физическая привлекательность и финансовое положение (Bandura, 1983).
Непосредственный опыт. Один из важных способов усвоения человеком широкого диапазона агрессивных
реакций — прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия
повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.
Доказательства этого эффекта были получены во многих экспериментах на животных. В этих
исследованиях животные получали различные виды подкрепления (например, пищу, воду, прекращение
стимуляции электрическим током) за агрессивные нападки друг на друга. Получавшие подкрепление
животные быстро приобретали выраженную наклонность к агрессивному поведению. Например, Ульрих,
Джонстон, Ричардсон и Вольф (Ulrich, Johnston, Richardson & Wollf, 1963) обнаружили, что, прежде
смирные, крысы быстро научались атаковать своих соседей по клетке, когда им давали воду только при
условии агрессивного поведения.
Положение о том, что люди также научаются агрессии, по крайней мере, некоторым ее формам, в
настоящее время принимается очень многими (например, Bandura, 1973; Zillmann, 1979). Очевидно, однако,
что во многих случаях человеческого научения, по сравнению с научением у разных видов животных, в
этом процессе более значимо разнообразие видов подкрепления. Так, к числу положительных результатов,
приводящих к заметному усилению тенденции агрессивного поведения как у взрослых, так и у детей,
относятся следующие: получение различных материальных поощрений, таких как деньги, вожделенные
вещи, игрушки и сладости (Borden, Bowen & Taylor, 1971; Borden & Taylor, 1976; Buss, 1971), социальное
одобрение или более высокий статус (Geen & Stonner, 1971; Gentry, 1970), а также более приемлемое
отношение со стороны других людей (Patterson, Zittman & Bricker, 1967).
Научение посредством наблюдения. В то время как непосредственный опыт, видимо, играет важную роль в
усвоении агрессивных реакций, по мнению Бандуры (Bandura, 1973, 1983), научение посредством
наблюдения оказывает даже большее воздействие. Бандура обращает внимание на то, что небезопасно
опираться на метод проб и ошибок. Такой способ усвоения агрессивного поведения не является адаптивным
процессом, поскольку грозит опасными или даже фатальными последствиями. Более безопасно наблюдать
за агрессивным поведением других; при этом формируется «представление о том, как выстраивается
поведение, а в дальнейшем его символическое выражение может служить руководством к действию».
Данное предположение подтверждается массой экспериментальных данных. В исследованиях подобного
толка и дети и взрослые легко перенимают новые для них агрессивные реакции, к которым ранее не были
предрасположены, просто в процессе наблюдения за поведением других людей (Bandura, 1973; Go-renson,
1970). Дальнейшие исследования показали: нет необходимости демонстрировать вживую на сцене
социальные образцы подобного поведения — их
51
символического изображения в кинофильмах, телепередачах и даже в литературе вполне достаточно для
формирования эффекта научения у наблюдателей (Bandura, 1973). И возможно, еще большее значение
имеют случаи, когда люди наблюдают за тем, как примеры агрессии встречают одобрение или, во всяком
случае, остаются безнаказанными — это часто вдохновляет на подобное поведение. Иллюстрацией этому
служат драматические и часто трагические примеры, когда вслед за сообщениями в средствах массовой
информации о необычных формах насилия похожие события происходят очень далеко от тех мест, где они
были первоначально зафиксированы. Видимо, в подобных случаях зрители (или читатели) овладевают
новыми агрессивными приемами посредством викарного научения, а затем, воодушевленные сообщением
об эпизоде насилия, применяют их на практике. Поскольку мы вернемся к вопросу о влиянии социальных
моделей на агрессию в следующих главах, то, заканчивая на этом обсуждение данной темы, отметим:
Hosted by uCoz