Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 273 
Next page End  

свои действия (Bandura, 1973). Многие крайне агрессивные люди гордятся своей способностью причинить
вред или нанести увечье другим (Toch, 1969). Даже несклонные к насилию люди время от времени могут
испытывать удовлетворение оттого, что, отплатив сполна за нанесенное оскорбление, они «не ударили в
грязь лицом» и «не уронили своего достоинства» (Feshbach, 1970).
Агрессоры также могут наказывать самих себя, осуждая собственное поведение. Люди, усвоившие такую
общественную ценность, как неодобрение агрессивного поведения, видимо, чувствуют себя виноватыми,
демонстрируя подобные действия. Так, дети, испытывающие чувство вины перед родителями или просящие
у них прощения за свое непослушание, менее агрессивны по сравнению с не столь совестливыми детьми
(Lefkowitz, Eron, Walder & Huesmann, 1977).
Концепция социального научения: некоторые важные выводы
Завершая обсуждение теории социального научения, мы хотели бы обратить внимание читателей на то, что
она оставляет гораздо больше шансов возможности предотвратить и контролировать человеческую
агрессию по сравнению с большинством других теорий. Тому есть две важные причины. Во-первых,
согласно этой теории в целом, агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель
социального поведения. В этом качестве она является открытой для прямой модификации и может быть
ослаблена с помощью многих процедур. Например, весьма эффективным средством может стать устранение
условий, поддерживающих агрессивное поведение. Злонамеренное поведение все еще остается в репертуаре
индивидуумов, но в иных условиях будет гораздо меньше оснований для его открытого выражения в
актуальном поведении.
Во-вторых, в отличие от теорий мотивации и инстинкта, подход с позиций социального научения не
представляет людей как постоянно испытывающих потребность или побуждение к совершению насилия
под влиянием внутренних сил или вездесущих внешних (аверсивных) стимулов. Скорее социальное
научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях,
способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению
или ослаблению агрессии.
РЕЗЮМЕ
Таким образом, агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение,
направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания
избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие
частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное
причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое
подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией
избегания подобного с собой обращения.
Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение
сущности и истоков агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение
Hosted by uCoz