Navigation bar
  Print document Start Previous page
 45 of 273 
Next page End  

«Насилие пронизывает бытие человека... Эпическими поэтами оно воспето как свидетельство мужской
доблести, пророки и моралисты осудили его, а все прочие притерпелись к нему как к одной из стихийных
опасностей в человеческой жизни» (Conrad, 1981).
Философы, поэты, теологи, писатели и многие другие веками ломали головы над загадкой насилия среди
людей. Ученые, впрочем, лишь недавно сделали агрессию объектом эмпирического изучения.
Попытка научно исследовать агрессивное поведение порождает ряд проблем, потому что интересующее нас
поведение опасно. Было бы недопустимо применять методы исследования, при которых люди могут
причинить друг другу вред. Относительная же редкость этого типа поведения и тот довольно приватный
контекст, в котором в основном осуществляется агрессия, делают задачу ученых по выявлению ее причин и
следствий весьма затруднительной. Поэтому во многих случаях применяются сравнительно «безопасные»
методы исследования, такие как опросы и наблюдение. Изобретательные исследователи разрабатывают
также методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда.
В этой главе мы рассмотрим подходы и методы, с помощью которых получены сведения, приведенные в
книге. Мы обратимся также к достоинствам и недостаткам различных подходов, чтобы заложить фундамент
для понимания и оценки накопленных знаний о человеческой агрессии.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ
Как мы уже отмечали, изучать агрессивное поведение у людей особенно трудно, ибо оно само по себе
опасно. Исследователи вынуждены наблюдать и понимать агрессию, не провоцируя при этом людей
причинять друг другу вред. Один из сравнительно безопасных способов изучения агрессии заключается в
поиске «естественно возникающих» случаев агрессии и регистрации событий, сопутствующих инциденту.
Например, исследователь может отправиться по злачным местам, барам, ресторанам, записывая, кто вел
себя агрессивно и какие агрессивные действия совершал (например, бил посуду, кричал). Схожий метод
сводится к опросу людей — каким образом, как часто и при каких обстоятельствах они проявляют
агрессию. При таких неэкспериментальных и неманипулятивных подходах исследователь избегает любого
прямого вмешательства или поощрения поведения, причиняющего вред.
56
Эти методы часто оказывались полезны и внесли ценный вклад в наше понимание агрессии. Действительно,
в некоторых случаях неманипулятивные процедуры — единственно допустимые из соображений
безопасности или этики. Например, попытка выявить характер событий, приведших к массовым
беспорядкам, по необходимости будет основана большей частью на сообщениях из первых, а то и вторых
рук. Аналогичным образом, стараясь определить факторы, ответственные за опасные формы обращения
родителей с детьми, исследователь по столь же очевидным причинам вынужден ограничиться сбором
сведений о личности родителей, о социально-экономических условиях, а также об их опыте
взаимоотношений с собственными родителями. В этих и многих других случаях неэкспериментальные
методы были и остаются весьма полезными.
Несмотря на немалые достоинства таких процедур, им зачастую вредит один главный недостаток:
полученные с их помощью данные нередко бывают неоднозначными с точки зрения выявления причинно-
следственных связей. Иначе говоря, исследователи, применяя такие методы, часто не могут установить,
какие конкретно факторы предопределили, вызвали или подавили прямую агрессию. Чтобы понять, почему
так получается, рассмотрим следующий пример.
Hosted by uCoz