Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 273 
Next page End  

Рисуночный тест изучения фрустрации по Розенцвейгу (P-F Study) является полупроективной техникой,
предназначенной для оценки типичных реакций на повседневные фрустрирующие события (Rosenweig,
1981). Испытуемым показывают комикс, где на каждой картинке некий персонаж произносит слова, из
которых следует, что герой столкнулся с фрустрирующей ситуацией. Задача испытуемого — вписать ответ
фрустрированного героя в облачко, выходящее из его рта. «Предполагается, что испытуемый сознательно
или бессознательно отождествляет себя с фрустрированным героем... в каждой изображенной ситуации»
(Rosenweig, 1981). Ответы классифицируются по «направленности» и «типу» агрессии. Направленность
может быть вовне, на самого себя или на избежание агрессии. Типы агрессии включают сосредоточение на
препятствии или фрустрирующем обстоятельстве; нападение или обвинение; попытку, несмотря на
препятствия, разрешить фрустрирующую проблему. Хотя Розенцвейг (Rosenweig, 1981) сообщает о
высокой внутренней согласованности, другие исследователи выявили низкую устойчивость по категориям
подсчета баллов (Biaggio & Maiuro,1985). Ретестовая надежность невысокая, от 0,45 до 0,75, в зависимости
от категории. Что касается валидности, данные противоречивы — некоторые исследователи сообщают, что
результаты теста позволяют выделить известные группы и коррелируют с различными реакциями на
фрустрацию (Lindzey, 1950; Nisenson, 1972; Rosenweig & Rosenweig, 1952); другие исследователи не
подтверждают валидность (Albee, Goldman, 1950; Franklin &, Brozek, 1949; Mercer & Kyriazis, 1962).
Вдобавок Говия и Велисер (Govia & Velicer, 1985) сообщают, что на ответы теста «P-F Study» влияет
социальная желательность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этом разделе мы рассмотрели множество способов, которыми исследователи могут «спросить», прямо
или косвенно, об агрессивном поведении и его мотивах. Самый прямой метод — просто опросить людей, в
изучении которых мы заинтересованы; опросники позволяют непосредственно задавать вопросы. Более
косвен-
66
ные методы не раскрывают испытуемым, что мы интересуемся их агрессивным поведением. Изучение
архивных данных позволяет исследователю получить информацию, не обращаясь непосредственно к
людям, которых он хочет изучать. Хотя проективные методы предполагают прямое взаимодействие с
испытуемым, цель исследования для него неочевидна. В других способах оценивания задаются прямые
вопросы, но не тем людям, которые интересуют исследователя.
Главное преимущество методов с «опрашиванием» в том, что они позволяют изучать агрессивное
поведение, не причиняя вреда живым существам. За исключением проективных методов, они сравнительно
прямые и не требуют сложного электронного оборудования, как некоторые из методов, которые мы
рассмотрим ниже. Еще одно их достоинство состоит в том, что уже создано множество тестов для
измерения различных аспектов агрессивного поведения и исследователям не нужно тратить много времени
на разработку новых инструментов.
Недостатком опросных исследовательских методов является то, что они подвержены множеству искажений.
В случае опроса респонденты, возможно, стесняются признаться в том, что вели себя агрессивно. В случае
же проективных методов субъективизм и предубеждения исследователя в большой степени могут влиять на
его интерпретацию ответов испытуемого.
Hosted by uCoz