Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 273 
Next page End  

исследованиях поведения детей и животных. Популярный пример наблюдений этого типа — работа Дайаны
Фосси, чья жизнь и деятельность стали темой книги и кинофильма «Гориллы в тумане». Она провела
долгие годы в Африке, наблюдая за горными гориллами в их естественной среде обитания.
В описанном Паттерсоном (Patterson, 1977) процессе создания системы расшифровки для оценивания
деструктивного и/или неправильного поведения детей указывается на некоторые проблемы, свойственные
системам наблюдения. Он и его коллеги потратили многие годы только на то, чтобы научиться определять
и классифицировать поведение, которое хотели изучать. Например, они обнаружили, что общая категория
«агрессия» оказывается «чересчур неспецифичной для надежной расшифровки». Такие расшифровки также
слишком уязвимы в смысле искажений со стороны наблюдателя: то есть ему приходится решать,
агрессивно или неагрессивно данное поведение, и в этом заключении присутствует определенный произвол
со стороны наблюдателя. Тем не менее они обнаружили, что более специфические виды поведения могут
быть расшифрованы так, что произвол наблюдателей уменьшится, как и разногласия между ними. В
результате они разработали систему расшифровки, включающую в себя 28 категорий поведения. В табл. 2.
3 перечислены некоторые из категорий и приведены их определения.
Сложность этих внешне простых методов наблюдения выявляется при рассмотрении исследовательских
процедур. Поскольку ученых интересовало проблемное поведение, они решили наблюдать за детьми в
домашних условиях, как раз перед ужином, потому что именно «этому времени дня свойственно
высвечивать проблемы поведения в семейном стиле взаимоотношений». Они также приняли систему
записи последовательности взаимодействий между членами семьи и таким образом расшифровывали не
только поведение детей, но и поведение других членов семьи, записывая эти расшифровки так, чтобы было
ясно, кто на кого реагирует. Очевидно, что натуралистические наблюдения являются гораздо более
сложной процедурой, чем может показаться на первый взгляд.
68
Автомобильные сигналы
Поскольку прямая физическая агрессия у взрослых встречается сравнительно редко, как нам исхитриться,
чтобы наблюдать этот трудноуловимый феномен? Один из способов — найти «социально приемлемый»
путь для проявления агрессии. Такой, например, как подача автомобильных сигналов.
Неформальные наблюдения свидетельствуют, что автомобилисты при интенсивном движении нередко
бывают раздражены: они зачастую кричат, жестикулируют и сигналят друг другу даже из-за
незначительных заминок. Сравнительно широкая распространенность подобных действий подразумевает,
что дорожные ситуации могут оказаться полезным контекстом для полевых исследований агрессивного
поведения, и это подтверждается наличием многих успешно проведенных экспериментов. Несмотря на
разнообразие целей и условий этих исследований, в большинстве случаев была принята процедура, когда
ассистент экспериментатора не трогал свою машину с места при загорании на светофоре зеленого света,
тем самым задерживая стоящие сзади машины на определенный промежуток времени. Реакции на данного
индивидуума фиксировались затем систематическим методом.
69
Например, в эксперименте, проведенном Бэроном (Baron, 1976), машина помощника не трогалась с места в
течение 15 секунд после загорания зеленого сигнала светофора. Реакции автомобилистов на эту
непредвиденную задержку регистрировались двумя наблюдателями, сидящими в другой машине,
припаркованной неподалеку. Один из исследователей включал портативный магнитофон для фиксации
Hosted by uCoz