Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 273 
Next page End  

непрерывной записи частоты, длительности и времени сигнала, в то время как второй отмечал на
специальном бланке прочие формы поведения (например, вербальные комментарии, мимику, жесты).
Хотя длительность задержки, метод сбора данных и специфические сопутствующие измерения в других
исследованиях были иными (например, Doob & Gross, 1968; Turner, Layton & Simons,1975), базовая
процедура также состояла в задержке проезжающих машин и наблюдении за реакцией водителей на эту
фрустрацию. Базовая процедура использовалась для изучения зависимости агрессии от ряда разнообразных
факторов, включая статус фрустрирующего индивида (Doob & Gross, 1968), наличие стимуляторов агрессии
(Turner & others, 1975), обозримость жертвы (Turner & others, 1975) и даже температуру воздуха (Baron,
1976). Таким образом была продемонстрирована ее пригодность для самых разнообразных
исследовательских тем.
Валидность некоторых сопутствующих измерений агрессии, выполненных в этих исследованиях, вряд ли
может быть поставлена под сомнение. Враждебные замечания, злобные или непристойные жесты и
родственные действия явно свидетельствуют о прямой агрессии. Однако агрессивный характер самих
автомобильных сигналов более проблематичен. Есть ли это валидная мера агрессивного поведения? Или же
это просто акт самовыражения, не способный причинить своему объекту никакого вреда?
Бэрон (Baron, 1976) собрал данные, свидетельствующие о валидности автомобильных сигналов как меры
агрессии. Студентов-старшекурсников (18 мужчин, 18 женщин) попросили ответить на серию вопросов об
их реакции на ситуацию, если их машина окажется стоящей позади другой машины, которая не двигается с
места в течение 15 секунд после загорания зеленого света светофора. 67% сообщили, что они почувствуют
злость или досаду из-за нерасторопности другого водителя; 62% отметили, что при таких обстоятельствах
подадут звуковой сигнал, а 41% сообщили, что сделают это для выражения своей злости и гнева на того
водителя; подавляющее большинство указало, что они сами сочли бы гудки других водителей неприятными
и укоризненными. В той степени, в какой достоверны данные подобных опросов, можно заключить, что
звуковые сигналы зачастую подаются с намерением повредить другому водителю (огорошить его или
заставить выйти из себя) и нередко вызывают желаемый эффект. Таким образом, они удовлетворяют
главным требованиям приведенного в главе 1 определения агрессии.
Разумеется, нет оснований полагать, что все автомобильные сигналы имеют агрессивный характер.
Водители часто сигналят, чтобы предупредить об опасности или сообщить о своем присутствии. Однако в
контекстах, где индивидуумы, прибегнувшие к таким действиям, подвергались сильной провокации,
представляется оправданным рассматривать сигналы другим водителям в качестве валидной меры прямой
агрессии.
70
Межличностные конфронтации
Харрис и ее коллеги (Harris, 1973, 1974; Harris & Samerotte, 1975) разработали более прямой подход к
проблеме наблюдения сравнительно редких видов поведения. В их остроумном эксперименте испытуемые,
которым случалось оказаться в магазинах, супермаркетах, ресторанах, аэропортах и прочих заведениях,
подвергались прямому и сильному подстрекательству к агрессии. В этом исследовании, с учетом
разнообразия физических условий, применялось несколько отличающихся друг от друга процедур.
Например, в одном из вариантов (Harris, 1973) помощники и помощницы экспериментатора намеренно
налетали на людей сзади. Реакция испытуемых на этот неожиданный и обидный поступок
классифицировалась затем по категориям вежливой, безразличной, несколько агрессивной (например,
краткий протест либо взгляд) и очень агрессивной (например, долгие сердитые выговоры или ответный
толчок). В нескольких других исследованиях (Harris, 1973, 1974) ассистенты экспериментатора влезали
перед человеком, ждущим своей очереди в магазинах, ресторанах и банках. В некоторых случаях
ассистенты говорили «извините», в других же не говорили вообще ничего. Затем записывались вербальные
и невербальные реакции испытуемых на эту провокацию. Вербальные реакции классифицировались как
вежливые, безразличные, несколько агрессивные (краткие замечания типа «здесь я стою») и очень
Hosted by uCoz