Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 273 
Next page End  

Наиболее часто в методе изучения вербальной агрессии предусматривается менее прямое и более
ограниченное выражение враждебности к объекту. В экспериментах, основанных на такой процедуре,
испытуемых сначала фрустрируют или иным способом подстрекают к агрессии, а затем просят заполнить
опросник, в котором они каким-то образом оценивают подстрекателя (Berkowitz, 1970; Вегkowitz & Holmes,
1959; Ebbesen, Duncan & Konecni, 1975; O'Neal & Taylor, 1989; Zillmann & Cantor, 1976). Обычно контекст
этих оценок предполагает, что негативные высказывания так или иначе заденут жертву. Обучи, Камеда и
Агарье (Ohbuchi, Kameda & Agarie, 1989) применяли этот метод при исследовании воздействия на агрессию
извинений обидчика. Из-за небрежности помощника экспериментатора студентки-старшекурсницы
неудачно выполняли задание, в котором проверялись их интеллектуальные способности. Получив затем
извинения от помощника либо не получив их, испытуемые оценивали «мастерство его как психолога» по
шкале от 0 до 100. Чтобы гарантировать знание испытуемых о потенциальном вреде их оценок для
ассистента, им говорили, что эти оценки повлияют на его академические успехи.
Процедуры, подобные описанной выше, имеют несколько немаловажных преимуществ. Во-первых,
предусматривая лишь обмен вербальными комментариями или баллы в опроснике, они в принципе
исключают возможность любого серьезного вреда для участников. Действительно, поскольку жертва
обычно либо является помощником экспериментатора (Ohbuchi & others, 1989), либо вообще отсутствует
(Berkowitz, 1970), никому реального вреда не причиняется. Во-вторых, поскольку вербальная агрессия
довольно распространена в повседневности, такие процедуры предоставляют участникам эксперимента
возможность проявить агрессию хорошо знакомым и испытанным способом. В-третьих, по ответам
опросника легко подсчитать баллы, поэтому они обеспечивают удобные и легкополучаемые измерения
функции. И наконец, поскольку вербальная агрессия против жертвы осуществляется, как правило, не прямо,
а косвенно (то есть посредством письменных оценок, а не в прямой конфронтации при личном контакте),
это поведение менее подвержено влиянию строгих ограничений или подавления, чем другие формы
агрессии. В результате его легко вызывать и изучать в лабораторных условиях.
77
С учетом таких достоинств неудивительно, что вербальные меры агрессии использовались во многих
различных экспериментах. Не следует, однако, упускать из виду одно важное обстоятельство, связанное с
их использованием: если нет потенциальной возможности вреда для жертвы, негативные замечания о
каком-то человеке или негативные его оценки нельзя считать проявлениями агрессии. Но представляется
более приемлемым рассматривать такие действия как выражение текущего эмоционального состояния
испытуемых, симпатии к жертве или общее аффективное состояние. Исходя из этих соображений, важно
различать исследования, в которых оценка испытуемыми другого человека может вызвать для него
негативные последствия (Berkowitz, 1970; Ebbeson & others, 1975; Zillmann, Bryant, Cantor & Day, 1975), и
те, где таких последствий быть не может (Berkowitz & Knurek, 1969; Landy & Mettee, 1969). Далее важно
определить, поверят ли и насколько испытуемые в то, что их вербальные комментарии и оценки могут
каким-то образом повредить жертве. Можно утверждать, что агрессия осуществляется только в той степени,
в какой они доверяют этому предположению. К сожалению, во многих прежних исследованиях информация
по этому вопросу не нашла своего отражения. Таким образом, трудно выяснить, в какой степени были
валидны сделанные в них измерения причиняющего вред поведения. Однако, при условии пристального
внимания к этим и родственным им вопросам, вербальные меры агрессии зачастую могут оказаться
полезным и эффективным средством для изучения в безопасных лабораторных условиях природы такого
поведения.
Прямая физическая агрессия: вред без ущерба
Один из наиболее часто используемых методов лабораторного изучения агрессии предусматривает прямое
физическое нападение на живую жертву. Методика основана на обмане, посредством которого участников
эксперимента заставляют поверить, что они тем или иным способом могут причинить другому человеку
Hosted by uCoz