Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 273 
Next page End  

Осознавая проблему, которая может возникнуть в связи с мотивацией испытуемых в концепции Басса,
Бэрон и Эглстон (Baron & Eggleston, 1972) разработали и опробовали собственную версию данной
процедуры. Студенты колледжа посылали разряды электрического тока помощнику экспериментатора,
который либо
83
разозлил их, либо нет. Половина испытуемых назначала эти удары в контексте стандартных условий
процедуры Басса: они «обучали» ассистента. Другой половине испытуемых говорили, что целью
эксперимента является изучение воздействия электрических разрядов на физиологические реакции;
никаких упоминаний о задаче — обучить другого — не делалось, и испытуемые назначали силу ударов
током для ассистента в серии возможностей, якобы случайно предоставленных им для этого.
По окончании последнего сеанса испытуемые заполняли постэкспериментальный опросник, в котором
оценивали (по 7-балльной шкале) степень влияния на выбранную ими мощность электрического разряда
следующих факторов: желания помочь ассистенту; навредить ему; способствовать успеху эксперимента.
При стандартной процедуре («обучение») фактически наблюдалась сильная положительная корреляция
между мощностью выбранных электрических разрядов и желанием помочь ассистенту. Далее, что также
согласуется с тезисом о возможном наличии как альтруистических, так и агрессивных мотивов поведения
испытуемых, сила ударов током и сообщаемое желание способствовать успеху эксперимента тоже
коррелировали положительно. В отличие от этого, при более нейтральных психологических инструкциях,
когда сильные удары током никоим образом нельзя было считать полезными для жертвы, подобные
положительные корреляции не наблюдались. Действительно, при этих условиях была отрицательная
корреляция между силой ударов, назначенных испытуемыми, и силой высказанного ими желания помочь
ассистенту. Таким образом, чем слабее в этом варианте было желание участников помочь жертве, тем
сильнее были удары током.
Рассматриваемые совместно, эти результаты позволяют предположить, что в контексте разработанной
Бассом (Buss, 1961) стандартной концепции «учитель-ученик» характер использования «машины агрессии»
действительно может отражать как желание части испытуемых помочь ассистенту или способствовать
Hosted by uCoz