Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 273 
Next page End  

формам агрессии, на нее не распространяются, ее нетрудно вызывать и изучать в лабораторных условиях.
Следует, однако, отметить, что измерения вербальной агрессии валидны лишь в том случае, когда
комментарии или оценочные суждения испытуемых могут причинить реципиенту какой-либо вред.
Второй метод изучения агрессии в лабораторных условиях строится на наблюдении за поведением
испытуемого, совершающего нападение на неодушевленный объект (например, на надувную куклу Бобо).
Такие процедуры особенно эффективны при изучении процесса усвоения индивидом агрессивных моделей
поведения. Однако, когда цель исследования — выявление факторов, способствующих актуализации этих,
уже усвоенных реакций, их ценность незначительна.
Еще один метод лабораторного изучения агрессии основан на безвредной атаке пассивной живой мишени.
Поскольку действия испытуемых при таких нападениях сильно напоминают действия, совершаемые
агрессорами в реальных условиях, а сами испытуемые имеют полную свободу выбора относительно того,
как вести себя с жертвой — агрессивно или неагрессивно, подобные процедуры обладают определенными
достоинствами. Отрицательный момент использования подобных процедур — в некоторой вероятности
того, что жертве все-таки может быть причинен реальный вред, и того, что испытуемые могут расценивать
свои действия как игровые.
Гораздо более распространены лабораторные методы изучения физической агрессии, основанные на том,
что испытуемые, сознательно введенные в заблуждение экспериментаторами, действуют, искренне веря в
то, что они могут каким-то образом причинить реальный вред другому человеку, хотя на самом деле это не
так. Существует несколько различных версий таких процедур. В процедурах, применявшихся Бассом,
испытуемые «наказывали» другого человека (в действительности ассистента экспериментатора) разрядом
электротока всякий раз, когда тот допускал запланированную ошибку при выполнении заведомо
некорректно сформулированного задания. В экспериментах Берковитца, в основе которых лежит
аналогичная процедура, испытуемые назначали другому человеку наказание в виде электрических разрядов
различной мощности, оценивая таким образом успешность выполнения «учеником» данного ему задания.
Наконец, в процедурах Тэйлора пары испытуемых участвовали в соревнованиях на время реакции, и после
каждой попытки проигравший получал удар током. Поскольку мощность удара, получаемого проигравшим,
определяли сами испытуемые, то она и служила показателем уровня агрессии.
3 СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Данная глава посвящена анализу факторов, обусловливающих развитие агрессивного поведения. В
основном нас будет интересовать то, как люди приобретают склонность действовать агрессивно по
отношению к другим. Поскольку большинство исследований на предмет возникновения в поведенческом
репертуаре агрессивных реакций фокусируются на том, каким образом маленькие дети усваивают модели
агрессивного поведения, центральной темой настоящей главы будет детская агрессивность. Но речь пойдет
не об эволюции агрессивного поведения на протяжении жизни, а скорее о возникновении и закреплении
агрессивных реакций. Какие факторы, связанные с образом жизни, семьей и ранними детскими
переживаниями, могут предопределить последующую агрессивность человека?
Многие идеи и концепции, изложенные в данной главе, мы будем рассматривать на примере поведения
некоего гипотетического ребенка.
Представьте себе 4-летнего мальчика по имени Мартин, недавно вместе с родителями иммигрировавшего в
США. Отец и мать хотят, чтобы основным языком ребенка остался их родной язык, поэтому дома по-
Hosted by uCoz