Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 273 
Next page End  

терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания» (Perry, Bussey,
1984).
Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между
членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам
отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на
неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной
гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами — вот факторы,
которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его
отношения с окружающими в зрелые годы.
Полные и неполные семьи
Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям, следует отметить, что такая
характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта
характеристика квалифицирует как раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются
со становлением агрессивности, — один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей (Goetting,
1989) и каков характер отношений между ними (Peek, Fischer & Kidwell, 1985). Например, Геттинг
(Goetting, 1989) обнаружил, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей. Мак-Карти
(McCarthy, 1974) сообщает, что малолетние убийцы, как правило, происходят из «семей, где царит
атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с
физической жестокостью и недостаточной поддержкой и заинтересованностью» в жизни ребенка. Чтобы
лучше понять, почему возможно говорить о корреляции между детской агрессивностью в полных —
неполных семьях, ниже мы рассмотрим более специфические аспекты семейных отношений, которые могут
объяснить эту взаимосвязь.
94
Отношения «родители—ребенок»
Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре
«родители—ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к
какой возрастной группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети
чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно,
окажутся втянутыми в преступную деятельность (Hanson, Henggeler, Haefele & Rodick, 1984); будут
ополчаться на других детей (Jones, Ferreira, Brown & Macdonald, 1979); сверстники будут отзываться о них
как об агрессивных (Eron, Walder, Huesmann & Lefkowitz, 1978; Lefkowitz, Eron, Walder & Huesmann, 1977);
будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям (Peek et al., 1985). Штайнметц (Steinmetz,
1977) сообщает, что для людей, совершавших заказные политические убийства (или покушения),
характерно происхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Женщины, на
которых в детстве их собственные матери обращали не так много внимания и которые не получили от
родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (например,
браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях (Crockenberg, 1987).
Hosted by uCoz