Navigation bar
  Print document Start Previous page
 79 of 273 
Next page End  

отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры обычных детей — что повышает вероятность
продолжения и эскалации силового противостояния.
СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО РУКОВОДСТВА
Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, — это характер
семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь
истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они
сознательно придерживаются политики невмешательства — позволяют ребенку вести себя как он хочет или
просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же
родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо
наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за
агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное,
но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.
Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей
сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В
общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности
у детей (Егоп & Huesmann, 1984; Olweus, 1980; Trickett & Kuczynski, 1986), а недостаточный контроль и
присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асо-циальности, зачастую сопровождающимся
агрессивным поведением (Loeber & Dishion, 1983; Petterson & Stouthamer-Loeber, 1984).
96
Наказания
Эрон и его коллеги (Егоп & Huesamnn, 1984; Eron, Walder, Toigo & Lefkowitz, 1963; Lefkowitz, Eron, Walder
& Huesmann, 1977) провели лонгитюдное исследование зависимости ряда параметров и становления
агрессии. Они собирали сведения у испытуемых, их родителей и сверстников три раза — в первый раз,
когда испытуемые были в третьем классе, затем спустя 10 лет, а затем еще через 22 года. В этой главе мы
обсудим многие из этих результатов. А теперь рассмотрим данные о взаимосвязи наказаний и
агрессивности.
В первом эксперименте серии участвовало свыше 800 третьеклассников (Еrоn et al., 1963). Уровень
агрессивности того или иного ребенка определялся по отзывам одноклассников — всех детей просили
перечислить учеников, для которых характерно агрессивное поведение (например тех, «кто пихается и
толкается»). Строгость наказаний измерялась по ответам родителей на 24 вопроса о том, как они обычно
реагируют на агрессивное поведение своего ребенка. В целом к лояльным наказаниям относили просьбы
вести себя по-другому и поощрения за изменение поведения, к умеренным — выговоры и брань, а такие
способы физического реагирования, как шлепки и подзатыльники, рассматривали в качестве строгих
наказаний. Эрон и другие (Еrоn, 1963) обнаружили, что дети, подвергавшиеся строгим наказаниям,
характеризовались своими сверстниками как более агрессивные.
Hosted by uCoz