Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 273 
Next page End  

Однако необязательно, что ребенка, к которому неприязненно относятся некоторые сверстники, будут
игнорировать абсолютно все дети. Фактически ребенок, которого не принимает одна группа, может
получать одобрение со стороны другой группы и, более того, играть в ней важную роль. Кэйрнс и его
коллеги (Cairns, Cairns, Neckerman, Gest & Gariepy, 1988) утверждают, что агрессивные дети будут
включены в социальные группы с такой же вероятностью, как и их неагрессивные сверстники, но при этом
агрессивные дети попадут в группы, состоящие из таких же агрессивных детей. Исследователи, проведя
опрос и тестирование свыше 600 учащихся четвертых и седьмых классов, обнаружили, что школьников и
школьниц с высоким уровнем агрессии называло в качестве своих лучших друзей такое же количество
сверстников, что и менее агрессивных; их так же часто называли членами социальных групп. Тем не менее,
как и предполагалось, агрессивные дети склонны объединяться со столь же агрессивными сверстниками.
Резюмируя, скажем, что:
«...неприязнь со стороны отдельно взятых сверстников не означает отвержения целым обществом или
полную изоляцию от социальных структур. От подростков с высоким уровнем агрессии могут
отворачиваться многие одногодки, но отношения, которые устанавливаются у агрессивных подростков с
некоторыми сверстниками, представляются не менее важными, чем отношения неагрессивных»- (Cairns &
others, 1988).
Итак, взаимоотношения маленького Мартина со сверстниками скорее всего будут очередными уроками на
предмет эффективности агрессивного поведения.
106
Также, вполне вероятно, он может обнаружить, что ему нелегко стать членом социальной группы и что
чаще всего ему приходится играть с довольно агрессивными детьми.
ДЕМОНСТРАЦИЯ МОДЕЛЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ВЛИЯНИЕ НАБЛЮДАЕМОЙ СО
СТОРОНЫ АГРЕССИИ
Одно из классических открытий социальной психологии — возможно, самое классическое — то, что на
людей зачастую сильно влияют поступки или слова окружающих. Рассмотренная ранее в этой главе
литература лишь подтверждает данный тезис. Мы отмечали, что слова и поступки членов семьи и
сверстников ребенка, оказывающих мощное, хотя обычно и нецеленаправленное, воздействие на его
агрессивность, влияют на становление его агрессивного поведения. Например, когда один из родителей
наказывает ребенка, он хочет лишь «преподать урок», не желая, разумеется, научить его агрессивному
поведению. Таким образом, слова и поступки членов семьи и сверстников, способствующие проявлениям
агрессии, часто неумышленны.
В данном разделе мы рассмотрим еще один вид такого неумышленного влияния — личный пример, а
особое внимание уделим вопросу, может ли наблюдение за крайне агрессивным поведением выработать
сходную модель поведения у наблюдателя? Мы рассмотрим эффект воздействия «живых примеров» (то
есть реальных людей), обсудим, каким образом жертва агрессии получает возможность наблюдать
агрессивное поведение и ему подражать, и, наконец, уделим немалое внимание важному и спорному
вопросу: оказывают ли средства массовой информации значительное влияние на агрессивность детей.
Прежде чем рассматривать конкретные результаты исследований данной проблемы, поговорим о том,
каким образом примеры поведения могут воздействовать на нас и какие скрытые психологические
Hosted by uCoz