Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 273 
Next page End  

эксперименте обнаружили, что жертвы агрессии подразделяются на две категории. Некоторые сами высоко
агрессивны, напоминая вызывающих и раздражающих провоцирующих жертв, согласно определению
Олуэйза (Olweus, 1978). Жертвы с низким уровнем агрессивности по характеристикам сходны с
пассивными жертвами Олуэйза, которые проявляют тревожность и неуверенность и не защищаются, когда
на них совершается нападение.
109
Итак, лишь некоторые жертвы копируют агрессивное поведение сверстников. Задача исследователей в
данной области — раскрыть механизм, обясняющий различие между пассивными и провоцирующими
жертвами.
Модели агрессии в средствах массовой информации: эффекты показа насилия в кино и по телевидению
Вероятно, наибольшую озабоченность и у родителей, и у специалистов вызывают модели агрессии,
демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь и вербальная и физическая агрессия на наших
телеэкранах вовсе не редкость. Так, Уильяме, Забрак и Джой (Williams, Zabrack & Joy, 1982) сообщают, что
в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около
девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, даже ребенок, проводящий у
телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии. А ведь от
показа секса и насилия не свободны даже анонсы телепрограмм; Уильяме (Williams, 1989) сообщает,
например, что в телеменю «TV Guide» секс и насилие так или иначе фигурируют более чем в 60% анонсов
телепрограмм, идущих в прайм-тайм.
В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, многие люди выражают
озабоченность в связи с тем, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к
агрессивному поведению. И не случайно эта тема, представляющая особый интерес для психологической
науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более
пристальное внимание исследователей. (Рис. 3. 4 отражает рост всеобщего интереса к этой проблеме.) За
недостатком места мы не сможем здесь детально проанализировать все полученные к настоящему времени
сведения, но тем не менее сделаем обзор важнейших работ, посвященных сценам насилия в масс-медиа и их
влиянию на детскую агрессивность. Мы обсудим, насколько средства массовой информации ответственны
за развитие агрессивного поведения. Эксперименты, в которых исследовалось влияние масс-медиа на
взрослых, более детально описаны в главах 5 и 8.
Можно сказать, что в процессе изучения влияния средств массовой информации на становление
агрессивного поведения можно выделить три фазы, каждая из которых обладает своей методологической
спецификой. Фактически на последних двух фазах исследователи занимались разрешением
Hosted by uCoz