Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 273 
Next page End  

Фактически модель агрессивного поведения по Доджу и Крику (Dodge & Crick, 1990) базируется на
пятиступенчатом процессе, который требует от исполнителя ситуационной роли последовательности и
социальной компетентности. Они утверждают, что «результатом каждого искусно выполненного этапа
становится умение грамотно с точки зрения социума анализировать ситуацию, в то время как отклонения и
ошибки приведут к неправильному и, возможно, агрессивному, социальному поведению». Мастерская или
дилетантская обработка социальной информации начинается с прочитывания «вызывающих реплик»
окружающей обстановки (например, чье-либо вызывающее поведение).
118
ПРОЧИТЫВАНИЕ «ПОСЫЛОВ К АГРЕССИИ» В СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Первый этап когнитивного процесса (конечный результат которого в целом — агрессивное поведение) —
это прочитывание «вызывающих реплик», вынуждающих индивидуума «столкнуться с социальной
проблемой» (Huesmann, 1988). Если имеет место хорошо отработанный «сценарий», то расшифровка
«посылов к агрессии» будет сравнительно эффективной и точной. Сами по себе ожидания или мысли,
связанные с агрессией, заставят его пристальнее взглянуть на «посылы к агрессии», ассоциированные с
этим типом поведения. В некоторых случаях диспозиции человека (например, враждебность) или
социальные воздействия, имевшие место в недалеком прошлом (например, фрустрации), могут заранее
настраивать на агрессию, так что он мгновенно сосредоточится именно на нужных «посылах к агрессии».
Например, Гуз (Gouze, 1987) обнаружил, что агрессивных дошкольников в большей степени привлекает
агрессивный стимульный материал (кукольные шоу, мультфильмы), чем неагрессивный. Эти стимулы
притягивают внимание таких детей, и бывает нелегко отвлечь их на что-нибудь другое. Итак, в социальных
ситуациях с множеством «посылов к агрессии» агрессивные дети в большей степени концентрируются на
тех, которые предполагают агрессию или ассоциируются с ней.
119
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ «ПОСЫЛОВ К АГРЕССИИ»
Второй этап в рассматриваемой когнитивной модели агрессивной реакции на ситуацию включает в себя
оценивание и интерпретацию признаков, обнаруженных на первом этапе. Эта составная часть модели
привлекла наиболее пристальное внимание исследователей и получила наибольшее количество
эмпирических подтверждений. В этой фазе когнитивного процесса ребенок интерпретирует намерения
окружающих и производит атрибуцию причин. В целом мы обнаруживаем, что агрессивный ребенок имеет
предвзятое мнение, что поступками окружающих движет враждебность. Оценивая неоднозначную
ситуацию, в которой один человек причинил вред другому, агрессивный ребенок с большей вероятностью,
чем неагрессивный, сделает предположение, что вред был намеренным и мотивировался враждебностью
(Dodge, 1980; Dodge & Coie, 1987; Dodge & Frame, 1982; Dodge & Somberg, 1987; Huesmann, 1988; Slaby &
Guerra, 1988).
Эксперимент Доджа (Dodge, 1980) демонстрирует различие когнитивных интерпретаций, сделанных
агрессивными и неагрессивными детьми. С помощью высказываний сверстников и оценок учителей Додж
отобрал для участия в эксперименте агрессивных и неагрессивных детей из второго, четвертого и шестого
классов. Каждому мальчику говорили, что он и другой мальчик в соседней комнате могут заработать приз,
Hosted by uCoz