Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 366 
Next page End  

С другой стороны, в работе И. Мацека и Й. Безака (1973) показано, что при просьбе повысить
темп точностной работы мотивация у мальчиков по сравнению с девочками оказалась более сильной.
Существуют три точки зрения на проявление мотива достижений у мужчин и женщин. Первая
состоит в том, что женщины иначе мотивированы на достижения, чем мужчины. Вторая — что
мужчины и женщины мотивированы разными потребностями: для женщин потребность в аффилиации
(эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижениях. Третья — мужчины и женщины
обладают мотивом достижений в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности (Н. В.
Ходырева, 1997).
Первая точка зрения находит подтверждение в данных Д. Спенса и Р. Хельмрайха, приведенных
в статье К. До (K. Deaux, 1985). Мотив достижения изучался авторами в трех сферах:
совершенствование, соревнование, достижение результата. На студенческой выборке было выявлено,
что у женщин выше мотивация достижения результата, у мужчин — мотивация совершенствования и
соревнования. В других выборках (атлеты, бизнесмены, психологи) различия между мужчинами и
женщинами по мотивации достижения результата и совершенствования были меньшими, а по
соревновательности различия (в пользу мужчин) были такими же, как у студентов.
Эти данные могут объяснить различия в мотивах учебной деятельности студентов разного пола,
выявленные в книге «Вопросы практической психодиагностики...» (1984): у мужчин больше была
выражена направленность на получение знаний и профессии, а у женщин — направленность на
получение диплома. Говоря другим языком, у женщин было более выражено стремление к достижению
результата (диплома), а у мужчин — совершенствование (получение профессиональных знаний).
Половые различия в мотиваторах. Под мотиваторами я подразумеваю факторы, влияющие на
принятие человеком решения о том, чем и каким способом должна быть удовлетворена потребность.
Как показано А. В. Ермолиным, мужчины чаще называют в качестве мотиватора оценку своих
возможностей, своего состояния, а женщины в той же ситуации ориентируются на то, как они
воспринимаются со стороны (идет им или нет та или иная часть гардероба и т. п.).
Различия в ценностях. При мотивации своего поведения человек часто руководствуется теми
ценностями, которые у него сформированы в процессе его жизни и воспитания. В ряде работ выявлены
различия в значимости тех или иных ценностей у субъектов мужского и женского пола. Однако
полученные данные весьма разноречивы и с трудом укладываются в какую-то схему. Это зависит как от
различного набора предъявлявшихся ценностей, так и от возрастных и социальных особенностей
опрашиваемых, а также от социальной обстановки в обществе.
Г. Оллпорт с соавторами (G. Allport et al., 1951) выявили, что женщины на первое место ставят
эстетические, социальные и религиозные, т. е. духовные ценности. Для мужчин наиболее важными
являются теоретические, экономические и политические ценности, что можно связать с их интересом к
абстрактным знаниям, потребностью в практическом успехе и стремлением к престижу и власти.
Однако времена меняются, а вместе с ними нравы и ценности. По данным А. И. Пенькова (2000),
у девушек на первом месте в качестве ценности стоит материальное положение, а духовные ценности и
креативность выражены меньше всего. По данным Е. Ф. Рыбалко и Н. Г. Крогиус (1998), у девушек 9-х
и 10-х классов на первом месте находится «безопасность семьи и близких». И это не случайно,
учитывая в каком бедственном материальном положении в годы перестройки оказалась большая часть
населения нашей страны и какая криминогенная обстановка сложилась в стране.
Конечно, молодость и сложившийся веками уклад жизни берут свое, поэтому ведущими
ценностями как у юношей, так и у девушек остаются «здоровье», «настоящая дружба» и «семейная
жизнь» (последняя имеет больший вес у девушек). Кроме того, для юношей ведущей ценностью
является «свобода действий и поведения», а для девушек — «уверенность в себе» (Ч. А. Шакеева, 1996;
Е. Ф. Рыбалко и Н. Г. Крогиус, 1998; А. А. Реан и др., 1999; А. И. Пеньков, 2000). Любимая работа и
приятное времяпрепровождение имеют одинаковую значимость, но значительно уступают
вышеназванным ценностям (Ч. А. Шакеева, 1996). Настораживает то, что, по данным этого автора, на
последних местах находятся такие ценности, как чувство долга, чистая совесть, развитие своих
способностей. Не вселяют оптимизма и данные А. И. Пенькова: у молодых людей в возрасте от 17 до 30
лет, имеющих в основном высшее образование или обучающихся в вузе, наименее значимыми
оказались такие ценности, как развитие себя (познание своих индивидуальных особенностей,
постоянное развитие своих способностей и личностных качеств) и креативность (реализация своих
творческих возможностей, стремление изменить окружающую действительность).
Другие ценности и другая их значимость для мужчин и женщин выявлены в работе Т. В.
Андреевой (1998) (см. табл. 6.3).
Hosted by uCoz