Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 366 
Next page End  

характерный для нее негативизм выражен сильнее, чем у девочек.
В целом, круг интересов мальчиков, считают А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов, шире, чем девочек.
К аналогичному выводу пришли и ленинградские психологи, изучавшие общую осведомленность
(эрудицию) у студентов: у 17-18-летних юношей и девушек она практически одинаковая, но затем у
юношей она возрастает, а у девушек снижается (Вопросы практической психодиагностики..., 1984).
Однако этот вывод не подтверждается результатами исследования, проведенного на большом
контингенте взрослых А. К. Канатовым (2000) — табл. 6.5. По его данным, различия в широте
интересов (познавательной потребности) не выявляются.
Таблица 6.5. Широта познавательной потребности у мужчин и женщин, баллы
Пол
До 25 лет
26-40 лет
41-55 лет
Старше 55 лет
Мужчины
4,1
3,5
3,1
3,6
Женщины
4,2
3,6
3,4
3,4
Мальчики имеют преимущество в познании чего-то особенного, более редкого, специального, но
уступают девочкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений.
Различия в интересах определяют некоторые преимущества мужского пола: большую широту
мышления, более широкий кругозор, лучшую способность сопоставления
отдаленных предметов и
явлений, большую объективность обобщения, но вместе с тем и недостатки: меньшую бытовую
приспособленность, худшее понимание необходимого в сравнении с пониманием возможного, т. е.
меньшую, по сравнению с женщинами, прагматичность.
Интересы в играх. Обширные исследования игровой активности, проведенные в 1920-х гг. (H.
Lehman, P. Witty, 1927; L. Terman et al., 1925), выявили более частую занятость мальчиков в активной,
энергичной игре, связанной с двигательной ловкостью, соперничеством, высокой степенью
организации. Эта тенденция сохранилась и в конце XX в. Как отмечает И. В. Тельнюк, интересы
мальчиков (в 57 %) сконцентрированы на играх с высокой двигательной активностью, состязательного
характера. Девочки предпочитают игры, связанные со сферой семьи. Вместе с тем выбор деятельности
детьми, по данным И. В. Тельнюк, в 75 % случаев не достаточно осознан, они не могут объяснить его
причину.
Л. Браунер и Дж. Маас (C. Brauner, J. Maass, 1993) тоже показали, что мальчики наиболее высоко
оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем игры на ловкость, игры-приключения.
Наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость,
затем логические игры, игры-приключения, и в последнюю очередь — игры, связанные с борьбой и
соревнованием. Однако расхожее мнение, что мальчики предпочитают более агрессивные игры, нельзя
считать окончательно подтвержденным (C. Braun, J. Giroux, 1989).
Путем наблюдения легко также установить, что мальчики дошкольного и младшего школьного
возраста любят игры с передвижением транспортных средств, а девочки — создавать домашнюю
обстановку, «вести хозяйство». Следовательно, игры мальчиков более динамичны, а девочек — более
статичны.
Игры с двигательной активностью также различны у мальчиков и девочек. Несколько
десятилетий назад девочки предпочитали прыгать через скакалку и играть в «классы»; мальчики же
отдавали предпочтение лапте, игре в штандр, футболу и волейболу. Последняя игра заменилась теперь
баскетболом, настольным теннисом, хоккеем.
В настоящее время значительное место в досуге детей занимают компьютерные игры. Показано,
что мальчики чаще увлекаются этими играми, чем девочки, и тратят на них больше времени; например
в США — в 2 раза (J. Funk, 1993) — рис. 6.6.
Hosted by uCoz