Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 366 
Next page End  

Целеустремленность. Как отмечает Дж. Грей (2001), достижение целей имеет огромное
значение для мужчин, потому что именно таким способом они могут доказать свою состоятельность и
не упасть в собственных глазах. Мужчины гордятся тем, что могут все сделать самостоятельно.
По данным А. И. Винокурова (1996), женщины более упрямы.
Самообладание. По мнению И. М. Никольской (2001), девочки хуже себя контролируют. Это
свидетельствует о большей эмоциональной нестабильности девочек младшего школьного возраста и их
склонности к иррациональному поведению.
Контрольные вопросы
1. Кто более активен в жизненных проявлениях: мужчины или женщины?
2. Какие особенности самооценок и оценок имеются у мужчин и женщин?
3. Какие ценности значимы для мужчин, а какие — для женщин?
4. У кого больше выражена внешнеорганизованная мотивация?
5. По каким волевым проявлениям мужчины в большинстве случаев превосходят женщин?
Глава 7. Особенности общения, связанные с полом
В этой главе обсуждаются результаты исследований особенностей общения мужчин и женщин.
Говорится о том, каких партнеров выбирают дети и взрослые мужского и женского пола для общения,
какие оценки даются лицами мужского и женского пола представителям своего и чужого пола, между
представителями какого пола выше сплоченность, для кого из них выше значимость общения, каковы
особенности восприятия других людей мужчинами и женщинами.
7.1. Значимость общения для мужчин и женщин
Многие авторы подчеркивают, что женщины во главу угла ставят отношения между людьми (N.
Chodorow, 1989; J. Miller, 1986; C. Gilligan, 1990), что проявляется и в большей для женщин значимости
общения.
Имеющаяся уже у детей младшего ясельного возраста (1,5 года) половая эмоциональная
дифференциация (большая эмоциональность девочек) и различие в интересах влияет и на различия
общения детей мужского и женского пола. Так, играя в детском саду, мальчики проявляют интерес к
предметам, а девочки — к личностным взаимоотношениям. Девочки обнаруживают больше
ответственности и «материнского поведения» по отношению к другим детям. В любом возрасте девочки
чаще мальчиков бывают задействованы в «социальных» играх с участием других детей. Большая
озабоченность девочек своей внешностью и манерами поведения является косвенным проявлением их
интереса к мнению о себе окружающих. Девочки задают родителям больше вопросов о социальных
отношениях (W. Johnson, L. Termal, 1940; L. Terman, L. Tyler, 1954). Вследствие этого девочки больше
готовы к общению, чем мальчики. О. А. Тырнов (1996), например, выявил, что юноши чаще, чем
девушки, используют шаблонные типы взаимодействия. Они в меньшей степени владеют приемами и
способами общения. Девушки же более гибки и вариативны в общении.
Большее стремление девочек к общению показано и другими исследователями. Такая же
закономерность была обнаружена и для взрослых (Психологические..., 1977; С. М. Петрова, 1995). А. А.
Бодалевым (1983), например, установлено, что объем общения у мужчин в полтора раза меньше, чем у
женщин.
Большая значимость общения для женщин подчеркивается и тем фактом, что у людей в возрасте
от 70 до 90 лет общительность дает высокую положительную корреляцию с переживанием счастья
именно женщинами, но не обнаруживает такой же связи у мужчин (W. Johnson, L. Termal, 1940).
7.2. Половые особенности социальной перцепции
Большая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и вообще
взаимоотношений имеет своим следствием сравнительно большее развитие у женщин, чем у мужчин,
социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по
изменениям в тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях, точнее определяют эффект своего
Hosted by uCoz