Navigation bar
  Print document Start Previous page
 120 of 366 
Next page End  

7.4. Половые различия в отношении к другим объектам общения
Половые различия в межнациональных отношениях. Как показано С. Д. Гуриевой (2001),
предубеждение против лиц другой национальности (установки) у мужчин и женщин проявляются по-
разному. У большинства женщин установка проявляется на эмоциональном уровне, а у мужчин — на
когнитивном.
П. В. Павликова (2001) показала, что у мальчиков старших классов в 1,5-2 раза больше, чем у
девочек, выражены этноэгоизм, этноизоляционизм и национальный фанатизм. Это значит, что девочки
более толерантно относятся к другим этническим группам: у них менее выражены неприятие к другим
народам, стремление обособиться на своей национальной территории, чувство превосходства своего
народа над другими.
Отношение детей разного пола к животным. Как отмечает Е. В. Пендонен (2001), отношение к
животным мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста отличается характером проявлений
(девочки более любознательны и эмоциональны, мальчики более рациональны) и степенью
избирательности: для общения мальчики выбирают сильных животных (тигр, лев, бык и т. д.), а девочки
— маленьких и беззащитных (котенок, собачка и т. д.). Девочки проявляют больший интерес к
общению с животными, чем мальчики: задают больше вопросов, самостоятельно наблюдают за
животными в уголке природы и т. д. Мальчики в обосновании поступков людей по отношению к
животным опираются на знание норм и правил, а девочки — на собственные эмоции и чувства.
7.5. Половые особенности выбора партнера общения детьми
Различия в отношении детей к сверстникам противоположного пола сказываются и на выборе
ими партнеров по общению и играм. Подобные тенденции имеются, по данным Е. Р. Слободской
(1980), уже у ясельных детей 3 лет при игре со сверстниками. Столь раннее проявление половой
дифференциации в общении, по мнению автора, позволяет ставить вопрос о вкладе в проявление
данного феномена генетического фактора.
По данным Е. Р. Слободской и Ю. М. Плюснина (1987), при пространственной близости детей
(когда расстояние между ними меньше метра) отмечается отчетливое предпочтение мальчиков
мальчиками, отсутствие взаимных предпочтений у девочек и меньшее ожидаемого число предпочтений
друг друга детьми разного пола.
Аналогичный характер предпочтений отмечается и во взаимодействиях во время предметной
игры и отбирания предмета: мальчики предпочитают играть друг с другом и чаще отбирают предметы
друг у друга; девочки взаимных предпочтений не демонстрируют, а частота контактов между
мальчиками и девочками меньше ожидаемой.
Выбирая партнеров для общения и игр, дети ориентируются на те личностные качества и модели
поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Отношения между мальчиками
строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата,
отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекают, прежде всего,
душевные качества, внешность.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают роль различий в интересах и
предпочитаемых занятиях, которые во многом обусловливают объединение дошкольников для
сюжетно-ролевых игр со сверстниками своего пола (J.
Campbell, 1964; S. Golberg, M. Lewis, 1969; W.
Hartup, A. Zook, 1960; Т. А. Репина, 1984; И. В. Тельнюк, 1999).
Половая консолидация,
наблюдающаяся у младших дошкольников, в преддошкольном возрасте
не только укрепляется, но даже возрастает: 91 % избирательных контактов ребенок устанавливает со
сверстниками своего пола и только 9 %
— с детьми противоположного пола. Из всех игровых
объединений 75 % были однородными по полу, а если учитывать только устойчивые объединения, то их
число увеличивается до 91 % (Т. А. Репина).
По данным И. В. Тельнюк, контакты и игровое взаимодействие детей дошкольного возраста
одного пола в большинстве случаев более продолжительны, и при этом меньше возникает конфликтных
ситуаций. Игровые контакты не нарушаются, если среди девочек играет один мальчик. Появление
второго мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей.
Мальчики в свои игры тоже принимают девочек, но не любят, когда их много и не принимают девочек,
которых отвергают эмоционально.
Hosted by uCoz