Navigation bar
  Print document Start Previous page
 122 of 366 
Next page End  

Эта же тенденция сохраняется и у взрослых. Согласно данным М. Арджайла и других авторов
(M.
Caldwell, L. Peplau, 1982; K. Dolgin et al., 1991), женщины имеют более тесные дружеские
взаимоотношения, чем мужчины, они более склонны к самораскрытию и ведут более интимные
разговоры. Причем интимность отношений сильно проявляется уже у девочек-подростков, что
побуждает их к установлению контактов с лицами противоположного пола. А. А. Бодалев (1979)
отмечает, что косвенным свидетельством большей значимости сферы межличностных, в частности
интимных, коммуникаций для женщин и меньшей — для мужчин являются причины мужских и
женских неврозов. По данным психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, около 80 %
неврозов женщин является следствием такого развития взаимоотношений в семейной сфере, которое
расходится с их желаниями, с их притязаниями, а у мужчин этот фактор имеет отношение к неврозам
только в 20 % случаев. Отсутствие интимных отношений женщины переживают сильнее, чем мужчины,
но при этом они способны лучше маскироваться и сублимироваться.
И мужчины, и женщины описывают свои дружеские отношения с женщинами как более близкие,
приносящие радость и взаимную заботу.
Хотя мужчины более склонны к совместной деятельности и совместным играм с друзьями, они
имеют больше «секретов», чем женщины, менее откровенны и неохотно делятся с другими интимной
информацией. Даже испытывая достаточно сильное чувство привязанности, они боятся его проявлять,
так как самораскрытие считается признаком слабости и приводит к потере уважения со стороны других
мужчин. Поэтому мужчины более одиноки, чем женщины. Несмотря на то что круг общения у мужчин
может быть шире, общение носит более поверхностный характер, чем у женщин. От мужчин редко
ждут эмоциональной поддержки, так как они реагируют на раскрытие перед ними чувств другого
человека настолько логично и безэмоционально, что это можно принять за отвержение. В свою очередь
мужчины, избегающие самораскрытия, тем самым уменьшают возможность получить поддержку от
других, поскольку окружающие могут и не догадываться, что им требуется такая поддержка (M. Saurer,
R. Eisler, 1990).
Женщины считают свое общение с близкими им людьми более тесным и стабильным, чем
мужчины. Пятьдесят семь процентов женщин отмечали увеличение с возрастом близости с другими
людьми, и лишь 7 % из них говорили об уменьшении. У мужчин только 20 % обследованных
подтвердили ее увеличение, а 51 % — уменьшение; 29 %
мужчин оценили свои коммуникативные
контакты с женщинами как более близкие и вместе с тем как более неустойчивые.
Сплоченность. По данным В. Н. Васильевой и Н. А. Васильева (1979), в младших классах
сплоченность девочек выше, чем мальчиков, однако с 5-го класса мальчики становятся более
сплоченными, чем девочки (табл. 7.2). Большая сплоченность мужчин по сравнению с женщинами
подтвердилась и на студенческих учебных группах: в мужских группах коэффициент сплоченности был
в пределах 0,28-0,53, а в женских — 0,08-0,11.
Таблица 7.2. Коэффициент сплоченности лиц мужского и женского пола различного возраста
Пол \ Классы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Мальчики
0,04
0,01
0,17
0,16
0,64
0,70
0,91
0,05
0,80
0,89
Девочки
0,29
0,40
0,23
0,43
0,58
0,29
0,39
-0,04
0,70
0,31
Эти данные свидетельствуют о том, что девочки, придя в школу, быстрее устанавливают
контакты друг с другом, чем мальчики, но эти контакты у них менее прочные и легко разрушаются в
средних и старших классах. Отсутствие контактов между мальчиками и девочками приводит к тому, что
общая сплоченность в 1-8-х классах практически была нулевой (от 0,09 до 0,16) и только в 9-10-х
классах выросла до 0,59-0,27.
По данным В. А. Гончарова (2001), число «изгоев» среди школьников 7-8-х классов значительно
выше у девочек, хотя часто они не осознают своего положения в классе. Девочки отвергаются из-за
особенностей темперамента или интеллекта, а мальчики — из-за особенностей характера. Число
школьников, получивших большое число положительных выборов, больше у мальчиков (41-54 %), чем
у девочек (37-42 %), что подтверждает большую сплоченность среди мальчиков, чем среди девочек.
Как отмечает Я. Л. Коломинский (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, 1999), чаще всего
представителей противоположного пола выбирают те ученики младших и средних классов, которые
занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимоотношений. Так, если «звезды»
выбирали представителей противоположного пола в 30 %, то отвергаемые — в 75 %.
По данным зарубежных авторов, отношения между мужчинами характеризуются большей
Hosted by uCoz